Государственная социальная политика с пожилыми инвалидами. Социальная политика в отношении пожилых людей в российской федерации

Государственная политика в отношении пожилых граждан

Замечание 1

Сегодня в России наблюдается яркий демографический кризис, который вызывает волнение у многих исследователей. Из года в год наше население стареет, при этом рост рождаемости нестабилен. Пожилые люди, чей возраст достигает 60 лет и выше, – это самая растущая социальная группа, а в среднем ее доля от общей численности населения составляет более 12%, хотя мировая практика указывает, что весьма желательно, чтобы этот показатель не превышал 7%.

В связи с этим, перед нами стоит достаточно актуальная задача: рассмотреть аспекты государственной социальной политики в отношении пожилых людей и выявить ее специфику. Нормативно-правовая база, которая сегодня отражает права и положение пожилых граждан, а также их статус, выглядит емко и фундаментально. Она представлена следующими законодательствами:

  • Законодательство общего характера в отношении пожилых людей;
  • Законодательство специального характера в отношении пожилых людей.

Основы законодательства были заложены в Конституции Российской Федерации, хотя новые положения и меры выходят ежегодно, в соответствии с постоянно трансформирующимися социально-экономическими условиями в государстве.

Замечание 2

Согласно Конституции, пожилым гражданам гарантируются равные со всеми другими категориями граждан права и свободы. Эти нормы становятся базисом для иных законов и приказов, которые исходят со стороны Президента РФ и Правительства РФ. Нормы определяют направления социальной политики государства в области обеспечения пожилых граждан, а также в сфере организации их досуга.

Особую роль для пожилых граждан приобретает законодательство, которое определяет нормы и правила пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Это законодательство представлено Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных актов». Большую роль также играет Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В этих документах обозначены правила и основы социального обслуживания и обеспечения категории граждан, которая вышла из трудоспособного возраста и нуждается в особой социальной помощи и поддержке со стороны государственных органов власти и его субъектов.

Если оценивать пенсионное законодательство, которое мы обозначили выше, с точки зрения всех возможностей, которые могут повысить социальное обеспечение и поддержку граждан Российской Федерации, то стоит отметить, что работающие пенсионеры сегодня также получают пенсионные выплаты в полном объеме, без ограничений или учета их трудового статуса. В действующем пенсионном законодательстве эксперты отмечают довольно большое количество положительных моментов. Также они акцентируют внимание на том, что нормы, которые регламентируют размер исчисляемых пенсий, значительно отстают от тех реалий, с которыми мы сталкиваемся в жизни. В связи с этим, пенсионеру и пожилому человеку этих выплат не всегда хватает на полное удовлетворение своих потребностей и интересов, поэтому он вынужден дополнительно обращаться в органы социальной защиты и опеки, чтобы получать оттуда дополнительную помощь.

Социальное обслуживание пожилых граждан

В социальном обслуживании нуждаются пожилые граждане, которые не могут в силу тех или иных обстоятельств в полном объеме удовлетворить свои потребности и интересы. Сегодня социальное обслуживание пожилых граждан, а также лиц с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем осуществляется в соответствии с решениями, принимаемыми органами социальной защиты населения и подведомственными им учреждениями.

Эта деятельность осуществляется в соответствии с документами (договорами), которые заключаются органами социальной защиты с учреждениями, чья деятельность направлена на социальное обслуживание иных форм собственности.

Замечание 3

Социальное обслуживание может осуществляться лишь в том случае, когда гражданин пенсионного возраста проявляет инициативу и дает добровольное согласие на получение необходимым социальных услуг и социального обслуживания. Исключением являются те случаи, которые предусмотрена в рассматриваемых нами Федеральных законах.

Пожилые граждане сегодня нередко остаются наедине со своими проблемами. Многие старики попросту оказываются брошенными своими родственниками, без средств к существованию и значительной поддержки, даже в психологическом плане. Безусловно, если опустить момент с материальной помощью, то такая категория граждан нуждается в психологической поддержке. С пожилыми людьми работают социальные психологи, которые демонстрируют им преимущества пожилого возраста. Пенсионеры нередко помещаются в центры, где могут познакомиться со своими ровесниками, обрести новое любимое занятие и осознать, что жизнь при выходе на пенсию вовсе не останавливается. Также работа с медиками очень важна для выявления определенных, опасных для жизни пенсионера заболеваний, их своевременного лечения и профилактики.

Юридическая помощь необходима пенсионерам в случае, если они столкнулись с несправедливостью или обманом со стороны мошенников. Сегодня пожилых людей часто обманывают, устраивают денежные и жилищные махинации, в результате чего пенсионер попросту оказывается на улице без средств к существованию. Это необходимо разрешать путем ведения юридических консультаций и задействования органов власти, которые уполномочены в разрешении подобных проблем.

Конечно же, материальная сторона вопроса имеет особое значение. Помимо пенсий, пенсионерам и пожилым людям необходимо предоставлять льготы:

  • на проезд в транспорте,
  • на приобретение необходимых медикаментозных препаратов,
  • на обслуживание в иных органах государственной и исполнительной власти.

Пожилым людям необходимо ощущать свою значимость и иметь возможности удовлетворять свои потребности, которых ничуть не меньше, чем у людей трудоспособного и молодого возраста.

Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании.

Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Социальная помощь - это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Сложившаяся в настоящее время в России медико-демографическая ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам.

В настоящее время развитие системы социальной защиты населения находиться в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социальной защиты с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Для формирования эффективной системы социальной защиты необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Основные направления социальной защиты населения определены Федеральным Законом «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации» (1995г.):

1.Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2.Социальная защита на дому, которая осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3.Социальная защита в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

4.Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

5.Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Заключение к II главе.

Таким образом, положение пожилого человека в современном обществе осложнено такими факторами, как трудности материального характера, ухудшение состояния физического и психического здоровья, одиночество, зависимость и т.д.

Осознание потребности в индивидуальной помощи, выявление различных заболеваний, инвалидность, проблемы, связанные с местом проживания, одиночество, проблемы пожилых мигрантов, низкий уровень пенсий, бедность – далеко не исчерпывающий перечень проблем, к которому должно быть привлечено внимание общества и гоcударства.

Среди социальных проблем, рассмотренных нами, проблема инвалидности является одной из наиболее острых. Инвалидность - это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире.

Традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Доминировала точка зрения на инвалидов как на людей, не способных к полноценной общественной жизни. Однако постепенно в теории и практике социальной работы утверждаются и иные тенденции, нашедшие отражение в моделях инвалидности.

В данной главе нами отмечено, что инвалидность является одной из форм социального не­равенства. Люди с ограниченными психическими или физическими возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Таким образом, основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата че­ловеком способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятель­но передвигаться, ориентироваться, общать­ся, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, главная проблема инвалидности кроется не в медицинском диагнозе и не в необходимости приспосабливаться к своему недугу, а в том, что существующие социальные условия ограничивают активность определенных социальных групп или категорий населения. В данной интерпретации инвалидность - не личная, а социальная проблема, и приспосабливаться должен не инвалид к обществу, а наоборот.

В таком контексте инвалидность рассматривается как дискриминация, а главная цель социальной работы с инвалидами – помочь обществу в приспособлении к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь самим людям с инвалидностью осознать и реализовать свои человеческие права.

Одна из главных и ответственных задач современной государственной политики - изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы социальной реабилитации.

Рис. 1. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ж. Гудкова татьяна викторовна Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29) С.68-76.

Е.Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг. 2014. №4 (122).

д. Использование социальных технологий в решении социальных проблем: теоретиче- ские аспекты. // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по обра- зованию в области социальной работы. – 2012. – № 2. – С. 164–171

г. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования. – Materials of the international scientific conference on October 20–21, 2015/ – C. 171-174.

в. Павлюк Светлана Викторовна, Рерух Елена Владимировна Социальное положение пожилого человека в современной России // Kant. 2014. №4 (13).

б. Брушлинский А.В. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр "Академия", 1996.

а. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие. –М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.85.

Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) // Российская газета, №243, 19.12.1995.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12. 2001 №166-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации 20.07.2009.

Аракчеев, В.С. Пенсионное право России. / В.С. Аракчеев – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 300 с.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Учебное пособие для вузов – М.: Книжный мир. 2009. – 293 с.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. – М.: Академия, 2009.- 288с.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: ИТК Дашков, 2008. – 568 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 405 с.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993.25 декабря.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) // Российская газета. 2009.21 августа.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) //

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1995.4 августа.

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. // Российская газета. 1995.19 декабря.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июля 1993. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями на 12 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2008.31 декабря.

Об образовании: Федеральный закон гот 13 января 1996 г. № 12_ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 1996.23 января.

О социальной защите инвалида в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. 2009. 5 мая.

Федеральный Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидами государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 (ред. от 17 апреля 2002 г. № 244) // Российская газета. 2002.24 апреля.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с.

Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - М.: Юристъ, 2009. - 542 с.

Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.

15. Основы социальной работы. - М.: Академия , 2008. - 288 с.

Право социального обеспечения: учебник / под ред.К.Н. Гусова. - М.: Инфра-М, 2007. - 328 с.

Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ ", 2007. - 400 с.

Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. - М.: Дашков и Ко , 2009. - 384 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб.: ГУАП, 2008. - 297 с.

Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: А-Приор , 2010. - 144 с.

Фирсов М. В, Студенова Г.Е. Теория социальной работы. - М.: Академический проект , Гаудеамус , 2009. - 512 с.

Раздел ПМ 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами.

Наименование учебной дисциплины ПМ.00. Профессиональные модули, ПМ.01 « Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»

МДК 01.01. « Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами»

Тема: Государственная социальная политика РФ в отношении пожилых и инвалидов.

Специальность 040401 « Социальная работа», заочная форма обучения, базовой подготовки

Курс 2 Семестр 3 № лекции 1 Группа 203

Вид занятия - Лекция

Тип занятия – изучение нового материала

Преподаватель: Лоншакова Оксана Николаевна

План лекции

1.Сущность государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. основные задачи и принципы.

2. Основные задачи и принципы, механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов.

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм – социальная политика в отношении пенсионеров – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п.

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

  1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
  2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
  3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
  4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
  5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
  6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
  7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;
  8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
  9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
  10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;
  11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям

Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении пожилых граждан

Необходимо всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики, относящейся к пожилым людям как к особой социально-демографической группе и учитывающей основные формы их жизнедеятельности. Имеется в виду следующее:

Обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения.

Осуществление экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне на предмет их возможного воздействия и ожидаемых последствий для жизнедеятельности граждан старшего поколения. Упрочение правового механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских услуг, обеспечения медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан старшего поколения. Нормотворческая деятельность по совершенствованию системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения, наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной. Осуществление переоценки на федеральном и региональном уровне действующего законодательства для незамедлительной ликвидации в нем пробелов, используемых для совершения преступлений в отношении пожилых людей. Ознакомление представителей законодательной и исполнительной власти, пожилых граждан и населения в целом с характерными особенностями противоправных действий, совершаемых в отношении пожилых лиц. Разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения на государственную поддержку.

Обеспечение, пожилым людям при наличии соответствующих показаний доступности всех форм медицинской помощи, в том числе амбулаторной, стационарной и скорой медицинской, при условии постоянного контроля ее объема и качества, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Создание в Российской Федерации разветвленной системы геронтологической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Совершенствование системы геронтопсихиатрической помощи через развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям. Улучшение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию.

Последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране. Своевременное осуществление пенсионных выплат. Проведение пенсионной реформы в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и накопительных принципов финансирования обязательных пенсий. Проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.

Развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому. Последовательная реализация принципа индивидуального подхода, соответствия предоставляемых услуг и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Внедрение инновационных моделей социального обслуживания в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания как более эффективных и приближенных к нуждам пожилых людей. Развитие платного социального обслуживания. Осуществление мер по формированию рынка социальных услуг высокого качества. Расширение круга; субъектов, оказывающих помощь пожилым людям на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, семей и добровольцев.

Обеспечение разработки и реализация на региональном и муниципальном уровне программ, предусматривающих строительство и реконструкцию обустроенного жилья для многопоколенных семей с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию, в том числе специальных жилых домов для пожилых; граждан и престарелых супружеских пар, с привлечением негосударственных средств.

Создание индустрии геродиетических продуктов, имеющих лечебно-профилактическое значение и оказывающих положительное влияние на стареющий организм. Организация просветительской работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания. Осуществление в рамках программ социально-экономического развития мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей в продовольствии, и улучшение снабжения лиц пожилого возраста продовольствием, в том числе путем оказания содействия пожилым жителям сельской местности в производстве продуктов питания. Поддержка усилий органов местного самоуправления по наблюдению за положением в области питания пожилых людей, в том числе путем проведения профилактических осмотров лиц пожилого возраста для оказания медицинской и социальной помощи.

Разработка мероприятий, направленных на предоставление гражданам старшего поколения возможности для посильной занятости в государственном и негосударственном секторах экономики. Налаживание адресной работы служб занятости по отношению к пожилым людям с учетом состояния рынка труда и индивидуальных ожиданий и возможностей лиц пожилого возраста. Учет интересов и особенностей пожилых трудящихся при определении условий труда, распорядка и организации работы в соглашениях между объединениями работодателей, профсоюзами и органами исполнительной власти всех уровней. Поддержка инициатив пожилых людей в сфере развития малого бизнеса, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости.

Организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной социально-культурной жизни. Разработка и реализация программ по обеспечению деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного характера, адресованных различным группам пожилых людей, с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований изменяющегося окружения и взаимодействие с ним. Создание условий для расширения неформальных контактов через организацию различных клубов для пожилых людей, интенсификацию работы служб доверия, развитие сети спортивно-развлекательных центров и туризма пожилых людей.

Осуществление мер, имеющих целью безопасность применения пожилыми людьми лекарственных средств, средств бытовой химии, удобство пожилых людей на улицах и в транспорте. Повышение требовательности к производителям относительно обязательного информирования потребителей пожилого возраста о возможных последствиях использования продукции и; соответствия нормам безопасности продуктов питания, предметов домашнего обихода, приборов и оборудования, применяемых повседневно пожилыми людьми. Предупреждение недобросовестной рекламы и методов сбыта, основанных на эксплуатации проблем пожилых людей и их материальных ресурсов.

Приобщение пожилых людей к средствам массовой коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации. Привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей, широкому распространению позитивного опыта участия пожилых людей в жизни общества, Поддержка общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей пожилого возраста.

Укрепление равноправного партнерства органов исполнительной власти с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Оказание им содействия в осуществлении; стратегически важных направлений деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности. Содействие созданию и поддержка функционирования объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Распространение статистической и иной информации, характеризующей положение граждан старшего поколения. Проведение взаимных консультаций и совместных мероприятий.

Изучение правовых, демографических, социально-экономических геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения и проблем граждан старшего поколения. Разработка и реализация научно-исследовательских и учебных программ по изучению специфики образа жизни и положения пожилых людей. Обеспечение координации и устойчивого финансирования научных исследований. Совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России. Осуществление мониторинга положения граждан старшего поколения и проведение специальных обследований. Периодическая подготовка государственного доклада о положении граждан старшего поколения в России. Подготовка и переподготовка научных, преподавательских кадров, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, в том числе юристов, демографов, психологов, врачей гериатров, социологов, педагогов, социальных работников и других в целях кадрового обеспечения реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Формирование консолидированных гарантированных источников финансирования мероприятий государственной социальной политики, программ и планов мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан старшего поколения на федеральном и региональном уровне. Дальнейшее усовершенствование порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды пожилых людей. Активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Создание на федеральном и региональном уровне государственно-общественных органов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старшего поколения.

Развитие международного сотрудничества и обмена информацией о практической деятельности в интересах пожилых людей в области прав человека и развития, разработки и реализации политики и программ в интересах пожилых людей, проведения научных исследований по проблемам старения, подготовки медицинских, социальных работников и других специалистов для работы с пожилыми людьми.

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ”
  3. Завьялов Л. Н., Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Завьялов Лев Николаевич, П. А. Синякин и др., - М.: Юнити, 2009.
  4. Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2009.
  5. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/ под общ. ред. М. Э. Дмитриева и Д. Я. Травина. – СПб.: Норма, 2009.
  6. Россия в цифрах: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России. 2009.
  7. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2010.
  8. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования в России. - М: Экономика и право. 2009.
  9. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2010.

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. Она служит предметом достаточно широких научных дискуссий, объем понятия и его содержание
у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Термин «политика» на теоретическом уровне понимается весьма многозначно, но суть его заключается в том, что он отражает сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, государством, политическими партиями, общественно-политическими движениями, организациями, отдельными гражданами, действия которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается


гарантированный размер минимальный оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7). Государство является одним из исторически сложившихся устойчивых форм организаций совместной жизнедеятельности людей. Социальное государство способствует социальной стабильности в обществе. Среди других субъектов социальной политики выделяются различные партии, общественные движения и объединения, а также сами граждане (гражданские инициативы).

Одной из главных функцией государства является разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Цель же общественного развития - увеличение социальности в обществе , возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Таким образом, основными целями социальной политики на современном этапе являются:

Максимальное сохранение и развитие физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

Формирование трудовой мотивации, отвечающей требованиям
легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, т. к. без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

Создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами различными общественными слоями


и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности, без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии.

В ходе проводимых радикальных преобразований общество постепенно и закономерно приходит к осознанию абсолютной потребности во всеобъемлющей приоритетной социальной политике, без которой невозможно создание нормальных условий жизнедеятельности человека и сколько-нибудь полное использование его интеллектуального и профессионального потенциала.

Социальная политика имеет ряд важнейших характеристик, которые можно систематизировать по различным признакам характеристик
(см. таблицу 2).

Таблица 2

Признаки характеристики социальной политики


Признаки характеристик

Характеристики
социальной политики

Уровень разработки и реализации социальной политики

Государственная социальная политика

Региональная социальная политика

Муниципальная социальная политика

Социальная политика на предприятии,

в организации, учреждении


Содержание мероприятий, задач социальной политики

Организационные, правовые, социальные, экономические, финансовые, экологические,

демографические, идеологические,

пропагандистские, социокультурные


Период реализации

социальной политики


Долгосрочная

Среднесрочная

Краткосрочная

Текущая


Эффективность

Неэффективность


Эффективная - действенная, результативная,

прагматичная, реализованная в значительной

мере, понятная населению

Неэффективная - нереальная, «бумажная»,

не реализованная в значительной мере,

отторгаемая населением

Предметом социальной политики является трансформация социальных отношений в обществе, ведущая к дифференциации структуры населения и требующая адресной социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Ее основными направлениями, отражающими специфику, являются следующие:

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

5. Социоэкологическая политика.

6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав
и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).

Наиболее полное представление о правовой и нормативной защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов
и сбережений населения в связи с инфляцией и т. д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы; обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры; определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т. д. Цель государства - посредством социальной политики обеспечить социальную безопасность. Термин «социальная безопасность» наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности жизнедеятельности как отдельного индивида, так и всего общества в целом. В систему социальной безопасности включаются различные направления:


      • глобальная и региональная безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая стабильность;

      • общественная безопасность: социально-экономическая, национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;

      • личная безопасность в современной общественно-политической обстановке и условиях производства, безопасность личности в условиях перехода к рынку и введения частной собственности на средства производства;

      • безопасность в чрезвычайных ситуациях, в экстремальных условиях.
Социальная безопасность рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.

Сегодня основными параметрами социального государства, гарантирующего социальную безопасность, считаются:

1. Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу.

2. Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения.

3. Развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив.

Общепринято, что социальное государство должно обеспечивать:

1. Движение к достижению в обществе социальной справедливости.

2. Ослабление социального неравенства.

3. Предоставление каждому работы или иного источника существования.

4. Сохранение мира и согласия в обществе.

5. Формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Одним из структурных элементов социальной политики является социальная работа, сущность которой во многом определяется самопомощью, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей. Основной цель социальной работы - увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений строить свою жизнь и решать возникающие проблемы. В условиях перехода общества к социально ориентированной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:


  • осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к самому человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

  • создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

  • адаптация и интеграция людей в обществе;

  • создание условий, при которых человек, несмотря ни физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
Таким образом, социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, целью которого является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных и прежде всего наиболее социально уязвимых слоев населения.

Социальная политика тесно взаимосвязана с социальной защитой населения, предусматривающей систему законодательных, экономических, социальных, социально-психологических гарантий населению и обеспечение социальной справедливости различных категорий с учетом их


социального положения и социально-психологических свойств. Среди наиболее социально уязвимых слоев населения можно выделить пожилых людей, количество которых растет с каждым годом. В 2000 г. в России насчитывалось 25,8 млн человек в возрасте 60 лет и старше и 30,6 млн человек старше трудоспособного возраста, в связи с чем особую актуальность в области социальной политики приобретает разработка системы социальной защиты пожилых людей, инвалидов, их семей.

Предпринимаются шаги, направленные на сохранение нравственных ценностей, носителями которых традиционно являются пожилые люди, на укрепление солидарности поколений, вовлечение пожилых людей


в политическую, социальную и культурную жизнь.

Многочисленный социальный слой пожилого населения Российской Федерации, обладающий правом получения социальных льгот, составляют ветераны. В настоящее время в стране проживает 34,4 млн человек, подпадающих под действие закона «О ветеранах», в т. ч. 11,6 млн ветеранов Великой Отечественной войны, 350 тыс. участников боевых действий на территориях других государств, 370 тыс. блокадников Ленинграда, 895 тыс. членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 20,7 млн ветеранов труда, 630 тыс. ветеранов военной службы. Объем средств из централизованных источников финансирования для предоставления льгот ветеранам увеличен более чем в 3 раза


(с 1,6 до 5 млрд рублей). При этом они аккумулируются по соответствующей бюджетной классификации с предоставлением субъектам Российской Федерации большего объема прав и ответственности за их использование. Положение осложняется неоднократно регистрируемыми случаями отказа отдельных хозяйствующих субъектов в предоставлении ветеранам льгот. Особое беспокойство вызывает лекарственное обеспечение инвалидов и участников войны. Во многих субъектах Российской Федерации они не могут получить то, что предусмотрено гарантированным перечнем лекарственных препаратов, выдаваемых бесплатно либо по льготным ценам. Сложной остается обстановка с предоставлением жилья инвалидам и участникам войны. Для решения возникшей проблемы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления решений по вопросам социальной защиты ветеранов необходимо активнее привлекать представителей соответствующих объединений ветеранов (ст. 25 Закона «О ветеранах»).

Укрепление у пожилых людей чувства защищенности требует постоянного изменения набора предоставляемых им социальных услуг. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, каким образом это изменение сказывается на положении других членов общества - детей, женщин, молодежи, на благосостоянии семей, отношениях в гражданском обществе, экономике и государстве. Во многих странах государственные ассигнования на социальные услуги становятся объектом бюджетных ограничений, связанных с реальными возможностями бюджетов и необходимостью проведения сбалансированной государственной социальной политики.


В этих условиях решение проблем социальной защищенности пожилых людей требует более активного участия гражданского общества, поскольку социальные издержки безразличия, пассивности или бездействия по отношению к зависимым пожилым согражданам слишком высоки.

Различия среди пожилых людей углубляет существующая градация прав и предоставляемых льгот - следствие сформировавшегося разделения пожилых граждан на множество категорий. Государство несет большой груз социальных обязательств, выполнение которых напрямую зависит от экономических возможностей. Случаи неисполнения этих затратных для бюджетов обязательств, особенно в регионах с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, вызывают негативное отношение получателей льгот. По ряду причин система социальных льгот отдельным категориям граждан, в т. ч. пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода от предоставления социальных льгот в натуральном выражении к адресной социальной помощи.

Социальная политика в отношении граждан старшего поколения России направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей видится в том, чтобы положения законов, защищающих каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.

Социальная политика призвана заботиться и об охране здоровья пожилых людей. По данным социологических исследований в различных регионах страны, в контингенте маломобильного населения около 80 % пожилых людей нуждаются в медицинской помощи, которая предоставляется им за счет средств обязательного медицинского страхования.


В современных условиях более обеспеченные пожилые люди могут воспользоваться и платными медицинскими услугами. Складывается интеграционная модель организации медицинской помощи лицам пожилого возраста, которая положительно зарекомендовала себя в условиях дефицита финансовых ресурсов. Геронтологические подразделения вливаются в существующие учреждения здравоохранения, социального обслуживания и другие структуры.

В последние годы получила развитие сеть врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при стадионах и других спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства в городах Москве, Иркутске, Тюмени, Екатеринбурге, Смоленске, Краснодаре, Нижнем Новгороде и др.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что спрос населения, особенно граждан пожилого возраста, на социальные услуги устойчив
и в будущем будет возрастать. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей, одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых людей отдаленных сельских районов и др.) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. В связи с этим козникает потребность
в увеличении количественных и качественных показателей социального обслуживания.

В настоящее время главным направлением социальной политики становиться проведение конкретных мероприятий по повышению качества жизни и улучшению социального положения граждан старшего поколения, внедрение в деятельность учреждений социальной сферы инновационных социальных технологий в целях обеспечения свободного доступа


к общественным ценностям, благам и услугам. Для этого необходимо
в сфере защиты прав и интересов пожилых людей :

  • обеспечить реализацию федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ» и других нормативно-правовых актов (с учетом федерального бюджета);

  • продолжить формирование на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы по предоставлению населению платных социальных услуг и стационарного обслуживания;

  • содействовать мерам социальной работы по защите от проявлений физического или психологического насилия лиц пожилого возраста;

  • содействовать обеспечению равных возможностей пожилых женщин и мужчин при получении социальных услуг;

  • обеспечить участие социальных работников и специалистов в области геронтологии и гериатрии в правовом просвещении граждан старшего поколения.
В сфере улучшения социального положения пожилых людей необходимы:

  • улучшение жизнеобеспеченности граждан старшего поколения
    с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного и имущественного положения;

  • поддержка посильной занятости лиц пенсионного возраста, вовлечение в добровольную социально значимую деятельность;

  • организация работы по поддержанию социально-культурной
    активности пожилых людей;

  • создание возможностей для развития индивидуальных способностей, реализации творческого потенциала в пожилом возрасте;

  • использование новейших информационно-компьютерных (в т. ч. сетевых) технологий для организации досуга, общения, удовлетворения познавательных потребностей, профессиональной и общественной деятельности, адаптации и реабилитации пожилых людей;

  • организация клубов для пожилых людей, активизация деятельности по созданию служб доверия для пожилых людей.
В сфере оптимизации отношений между поколениями и положения пожилых людей в семье :

  • активизация усилий по решению проблем взаимопонимания с младшими поколениями, предотвращение последствий конфликтных ситуаций в семье, профилактика жестокого обращения к пожилым людям;

  • разработка и апробация инновационных технологий семейного ухода за пожилыми людьми с целью продления пребывания в домашних условиях до тех пор, пока это возможно;

  • содействие семьям, обеспечивающим помощь и уход за пожилыми родственниками;

  • социально-психологическая поддержка лиц пожилого возраста, особенно одиноких, программа знакомств пожилых людей с целью образования семьи.
В сфере организации социального обслуживания пожилых людей :

  • повышение качества социального обслуживания на дому и в стационарных условиях как фактора повышения качества жизни в пожилом возрасте;

  • предоставление социальных услуг пожилым людям на условиях реализации принципа индивидуального подхода, применение инновационных технологий;

  • развитие сети учреждений социального обслуживания новых типов, прежде всего геронтологических центров, домов малой вместимости, домов временного проживания, геронтопсихиатрических центров, мобильных социальных служб;

  • максимальное использование возможностей материально-техни-ческой базы стационарных учреждений с целью создания условий для участия проживающих в домах-интернатах в социальной , культурной
    и политической жизни;

  • развитие спектра дополнительных платных услуг в государственном и негосударственном секторе социального обслуживания;

  • концентрация усилий на оказание пожилым людям социально-медицинских услуг, в т. ч. на базе учреждений хосписного типа, включая хосписы на дому;

  • организация и проведение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, предупреждение преждевременного старения;

  • осуществление взаимодействия с общественными объединениями, благотворительными организациями, семьями и добровольцами в деятельности по предоставлению пожилым людям и инвалидам социальных услуг.
В связи с перечисленным нельзя забывать об уровне подготовки специалистов социальной сферы, который предполагает постоянное повышение интеллектуально-нравственного потенциала и формирование личной этической позиции на основе глубокого осмысления общечеловеческих ценностей и принципов социальной работы. Специалисты по социальной и медико-социальной работе с пожилыми людьми должны постоянно стремиться к повышению престижа своей профессии.

Вопросы для контроля

1. Сущность понятия «политика».

2. Понятие «социальное государство».

3. Параметры социального государства.

4. Критерии эффективности и неэффективности мер социальной политики.

5. Основные направления социальной политики.

6. Понятие «социальная безопасность».

1

1 Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Оренбургский филиал РАНХиГС)

Современная модернизация российского общества актуализировала проблему формирования новых социальных институтов. Их создание обусловлено требованиями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и социальных отношений. Демографические трансформации последних десятилетий значительно повлияли на численность социально-демографической группы пожилых людей, которая растет в геометрической прогрессии. Сегодня становится очевидным то, что изменение социально-демографической структуры общества влияет на всю социальную сферу. Вопросы регулирования взаимоотношений общества и государства с новой социально-демографической группой инициировали разработку функционального проекта социальной политики в отношении пожилого населения. Важным условием проектирования социальной политики в отношении пожилых является наличие организационной структуры в виде особых органов и учреждений. В рамках проекционного подхода автором были определены цель, задачи, объект и субъекты социальной политики в отношении пожилых.

актор социальной политики.

коллективный субъект

социальная сфера

пожилое население

1. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в поздней взрослости // Психологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 3-15.

2. О мерах по улучшению социального обеспечения пенсионеров в Российской Федерации: доклад / Государственный совет РФ. - URL: http://www.archive.kremlin.ru (дата обращения: 17.03.2013).

3. Дуран Т.В., Костин В.А. Институты власти и управления. – Екатеринбург: УРАГС, 2009. – 204 с.

4. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rubinstein-society.ru (дата обращения: 23.02.2013).

5. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ecsocman.hse.ru (дата обращения: 23.12.2012).

6. Кроуз Р. Фирма, рынок, закон. - М. : Дело, 1993. – 192 с.

7. Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций. - URL: Финнам. http//www.finam.ru (дата обращения: 29.03.2011).

8. Федоренко Н.В. Взаимодействие управленческих элит в современном российском обществ: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 [Место защиты: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН]. – М., 2013. – 52 л.

9. Spenser H. First principles (HTML at McMaster; 1 MB). - URL: http://www.onlinebooks.library.upenn.edy.ru (дата обращения: 15.02.2011).

Трансформационные изменения общественной структуры российского общества привели к деформации и, как следствие, неэффективности системы ранее сложившихся институтов, что требует акцентуации на формировании и развитии новых, отвечающих современным социальным запросам. Одним из ведущих институтов современности является институт социальной политики. Существуя как социальный инструмент управления обществом с целью смягчения или ликвидации социальных проблем, он развивается в разных направлениях.

В процессе развития социальной политики составные части стали непохожими друг на друга. В этом проявился рост ее структуры: несхожие части принимают на себя неодинаковые виды деятельности . Изменение вектора социальной политики в сторону пожилого населения начинается со второй половины 90-х годов ХХ века. Осознание вариативности потребностей и запросов лиц пожилого возраста приводит к тому, что по отношению к ним развивается дифференцированный подход. На правовом уровне это направление закреплено законом РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Главная задача произошедших изменений - отход от социалистического патернализма и предоставление возможности каждому человеку жить свободно и независимо в обычном социальном окружении.

На уровне реализации мероприятий в рамках социальной политики в отношении пожилых была создана сеть учреждений социального обслуживания населения, в которой стали работать геронтологические и геронтопсихологические центры. Они приняли на себя заботу об оказании специализированной, в том числе медицинской, помощи. Появились учреждения социального обслуживания нового типа: специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные или социально-реабилитационные центры, работающие по принципу санатория или дома отдыха.

В сфере культуры разработаны и осуществлены программы содействия людям старших возрастов. В 450 государственных театрах введены дни льготного показа спектаклей для людей старшего поколения. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных, предоставляют пожилым людям билеты по льготным ценам. Более чем в 50 тыс. государственных библиотек внедряется электронная система «Либнет», что позволяет облегчить доступ к библиотечным фондам по всей стране .

В экономической сфере акцент сделан на финансовом обеспечении. Приняты меры, направленные на поддержание основных форм жизнедеятельности пожилых людей: пенсии регулярно индексируются начиная с 1 января 2009 года; появилась возможность увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства (Программа государственного софинансирования пенсии). Вплоть до 2016 года предстоит совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики. В настоящий момент разрабатываются мероприятия, направленные на предоставление возможности людям старших возрастов трудоустроиться как в государственных учреждениях, так и на предприятиях негосударственного сектора экономики. Поднимаются вопросы обеспечения высокого качества медицинских и социальных услуг, повышения их доступности. Также выдвигается тема поддержки активного досуга и здорового отдыха пожилых людей.

Социально-демографическая группа людей пожилого возраста становится все более значимой. Демографические сдвиги привели к тому, что эта группа становится одной из ведущих в общественной структуре. Согласно прогнозам, к 2030 году количество людей пожилого и старческого возраста составит порядка 29% от общей численности населения .

При сложившихся обстоятельствах необходимость развития самостоятельного направления социальной политики, призванного решать проблемы пожилого населения страны, становится очевидной. Под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленная на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения. Вопросы регулирования взаимоотношений общества и государства с новой социально-демографической группой инициировали разработку функционального проекта социальной политики в отношении пожилого населения.

По масштабу охвата это будет национальный проект, учитывающий специфику России. По степени новизны он инновационный, так как направлен на создание и материализацию таких нововведений в обществе, которые приведут к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни и рациональному использованию человеческих ресурсов. По содержанию - это целевой социальный проект, направленный на разработку принципов и механизмов взаимодействия социально-демографической группы пожилого населения и общества в сфере решения актуальных вопросов.

Ее целью определяем создание адаптированной социальной среды, соответствующей индивидуальным запросам и групповым потребностям людей пожилого возраста.

Первоочередными задачами являются:

  • Формирование и развитие культуры предупреждения пенсионного возраста.
  • Гарантирование полноценной социальной защиты и создание достойных социальных условий существования лиц пожилого возраста, при участии частных инициатив.
  • Обеспечение равных возможностей с другими возрастными группами в социально-экономической сфере жизни общества.
  • Максимальное использование собственных возможностей.
  • Применение дифференцированного подхода, учитывающего возможности каждого индивида.
  • Разработка альтернативных поведенческих стратегий, учитывающих вариативность установления пенсионного обеспечения путем установления гибкой системы выхода на пенсию, разработки схем «индивидуальных профессиональных маршрутов для лиц пенсионного возраста, сохранивших трудовую и социальную активность» .
  • Создание творческих объединений по интересам.
  • Развитие особого геронтологического направления в сфере образования. Обучение специалистов, работающих с лицами пожилого возраста.
  • Учет специфики регионального развития.

Важным условием проектирования социальной политики в отношении пожилых является наличие организационной структуры в виде особых органов и учреждений, осуществляющих поставленные цели и задачи. С позиции организационно-управленческой вертикали должны быть задействованы три управленческих уровня: федеральный (общероссийский, национальный), региональный (субъекты РФ) и муниципальный.

Теоретическое осмысление проекта социальной политики в отношении пожилых обусловило необходимость определения ее объекта и субъекта. В своей работе объектом этой политики называем ту часть реальной жизни, которая может быть подвергнута направленному изменению - социальную сферу, которая должна быть реформирована таким образом, чтобы предупреждать возможные проблемы пожилого населения. Функциональная сторона этого перестроечного процесса должна осуществляться субъектами.

В рамках предложенной работы понятие «субъект социальной политики» в отношении людей пожилого возраста требует отдельного уточнения. Значимость индивидуального субъекта (личности), согласно традиционной теории, проявляется только тогда, когда он принадлежит к категории «избранных» (Платон, Г. Гегель, Ф. Ницше), «элите» (Р. Миллс, М. Дж. Херманн, Н.В. Федоренко) или к «творцам» (К.Б. Жидков, К.Б. Соколов). При этом современная теория, используя интегральный характер понятия «субъект», позволяет выявлять не только общее в социальных характеристиках личности, но и в социальных характеристиках группы, что является его неоспоримым достоинством. На наш взгляд, трактовка субъекта А.В. Брушлинским и А.Л. Журавлевым как «общности любого масштаба» является наиболее приемлемой. А.Л. Журавлев делает акцент на том, что, рассматривая вопрос о субъекте политики, необходимо говорить о «некоторой общности», то есть не об одном отдельно взятом человеке, а о «связанных» между собой индивидах, которые можно обозначить как «коллективный субъект» .

Однако если мы описываем сферу социальной политики в отношении пожилых, само понятие субъекта не может являться исчерпывающим. Оно «акцентирует скорее рациональность сознания и поведения, способность к реализации свободного выбора» , а для разработки проекта социальной политики в отношении пожилых важно рассмотрение возможности социального действия, направленного на достижение поставленной цели.

В связи с этим более значимой фигурой на поле социальной политики в отношении пожилых является актор. Теоретическое осмысление понятия «актор» дано Т.И. Заславской и в наибольшей степени отвечает целям заявленного исследования. «Понятие "актор" имеет смысл лишь в сцепке с конкретными социальными действиями… В качестве акторов трансформационного процесса имеет смысл рассматривать тех социальных субъектов, действия которых непосредственно вызывают или косвенно влекут за собой сдвиги в базовых институтах общества (независимо от осознания этого самими субъектами)» .

Таким образом, актор социальной политики в отношении пожилых - это коллективный субъект, способный целенаправленно корректировать, модернизировать или реформировать социальную среду. Состав актора социальной политики в отношении пожилого населения зависит от ее проекта и имеет территориально-исторический характер. Он задается через перечень властных должностей, распределенных по заданным уровням власти: федеральному, региональному, муниципальному. Согласно российскому законодательству, коллективным субъектом также является группа представителей социальных служб - предприятий и учреждений независимо от форм собственности, предоставляющих социальные услуги.

В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» пожилое население в современном обществе рассматривается как объект социальной политики. Однако социальная теория и практическая востребованность позволяют уже сегодня рассматривать социально-демографическую группу пожилых как актора. Опираясь на исследование Л.П. Храпылина и А.И. Щербакова, к акторам социальной политики в отношении пожилых относим тех, «кто вынужден заниматься политикой» помимо своей непосредственной деятельности - социальные и социально-демографические группы, решающие или потенциально влияющие на решение своих социальных, экономических и иных проблем. Подтверждают возможность определения пожилых как коллективного субъекта и работы Т.В. Дуран и В.А. Костина. В это понятие они включают «граждан (подданных), политические партии (политические союзы), общественные организации (корпорации)» .

Подтверждением того, что социально-демографическая группа пожилых должна быть актором социальной политики, является статья 3 Конституции РФ, в которой говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, и с правовой точки зрения социально-демографическая группа пожилых как часть народа является источником политической власти и действующим коллективным субъектом трансформационных процессов.

Заявленные акторы социальной политики в отношении пожилого населения пока только формируются. Действительным актором этой политики, исходя из современных реалий, является только коллективный субъект системы государственного управления. Это обусловлено его функциональными обязанностями, такими как выработка стратегических целей социальной политики и наличие реальных возможностей для реализации предложенных стратегий. Пожилые как акторы социальной политики пока мало состоятельны. На уровне социума они не заявлены как отдельная общественная группа, не имеют стратегических целей и действуют, в основном, как локальные субъекты. Но, несмотря на это, пожилое население является реальной общественной группой, которая занимает определенное социальное положение, преследует узкогрупповые интересы и транслирует свой практический опыт социальному окружению.

С учетом проведенного исследования можно говорить о том, что миссия проекта социальной политики в отношении пожилого населения заключается в создании идеальной модели ее устройства и функционирования, организации такого социального порядка, при котором будет отсутствовать возрастная дискриминация и существовать реальные условия для самореализации и саморазвития людей пожилого возраста.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор ТГАКИиСТ, г. Тюмень.

Акулич Е.М., д.соц.н., профессор ТГАКИиСТ, г. Тюмень.

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Гарант. - URL: http:/ http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.03.2012).

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 25.12.2009); Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008); Федеральный закон № 122- ФЗ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 22.08.2004).

Библиографическая ссылка

Мосина О.А. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11756 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
error: