Пальчиковые игры для развития речи детей раннего возраста. Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста картотека (младшая группа) на тему Картотека пальчик игр в раннем возрасте

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

УПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ
«Моя семья»
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватить кулачок.

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка, Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

«Наш малыш»
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого.

«Встали пальчики»
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

«На работу»
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов: «Встали братцы все» - широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один. Указательный за ним. Средний будет безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора.

«Пальчики здороваются»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

«Очки»
Образовать два кружка из больших и VKasamejibHbix пальыее обеих рук, соединить на переносице.
Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
«Стульчик»
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке. Если упражнение выполняется легок, то можно менять положение рук на счет «раз два».
Стульчик ты из рук сложи И детишкам покажи.

«Разминка»
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.
Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи.
«Погладим котенка»
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющее упражнение для пальцев.
Киса, кисонька, кису ля.!- Позвала котенка Юля. - Не спеши домой, постой! И погладила рукой.«Повстречал ежонка ёж»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
«Здравствуй»
Пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам. *
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!

«Кольцо»
Большой и указательный пальцы соединить сторону.
Выйду на крылечко, Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки Подарить хочу Валюшке.

«Зайчик и кольцо»
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести из в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону.
Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко.
А колечко не простое - Блестит, словно золотое.
«Стол»
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь поверх кулачка.
У стола четыре ножки, Сверху крышка,
Как ладошка.
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой
·- указательный, большой - средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.
Пальчики перебираем И цепочку получаем.
Шевелимпальчиками
«Зайка и барабан»
Пальцы сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным, и мизинцем стучим по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам.
«Лошадка»
Правая ладонь на ребре, направление от себя. Большой палец поднят. Сверху на правую накладывается левая ладонь под углом. Пальчики изображают гриву. Поднятые вверх два больших пальца образуют уши.
У лошадки вьется грива, По ветру летит игриво.
«Зайка и зеркало»
Левая ладонь смотрит вверх, делаем «козу». Сверху на левую ладонь накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем, в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит.«Коза»
Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и мизинец выставлены перед. Средний и безымянный палы[ы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.

«Коло КОЛ Ь Ч И К»
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно вращает.
Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит.
«Собака»
Правая ладонь поставлена на ребро, обращена к себе. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
«Жук»
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит.
«Птенчики в гнезде»
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.
«Краб»
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Краб ползет по дну, Выставив свою клешню.
«Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.
«Курочка»
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо!

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Я здороваюсь везде - Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице.

кольцо, остальные отвести в

«Зайчик в норке»

У козы торчат рога,
Забодать может она. - -

Транскрипт

1 Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста Подготовила: Домащенко Е.В., педагог психолог МБДОУ «Детский сад 10 комбинированного вида г. Новый Оскол Белгородской области» Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" способствуют отображению реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, что влияет на вырабатывание ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Почему же так происходит? Пальцы рук снабжены большим количеством нервных рецепторов. На кистях расположено множество акупунктурных точек (по этому указателю кисть не уступает уху и стопе), массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Ещё в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Вытягивают ручки вперед Показывают ручки.

2 Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки. «Кулачки» Кулачки сложили, Кулачками били. Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! «Очки» Бабушка очки надела И детишек разглядела. И детишки очки надели Бабушку разглядели. «Дождик, дождик» Дождик, дождик, Кап да кап, кап Мокрые дорожки. Все ровно пойду гулять, Пусть промокнут ножки. «Пароход» Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка: Пых, пых «Надоели нам дожди» Дождик, дождик! Подожди! Надоели нам дожди! Ты по крышам зачастил, Ребятишек разбудил. «Ладушки, ладушки» Ладушки, ладушки, Пекла мама оладушки, Маслом поливала, Деткам давала: «На-на-на» «Рыбки» Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, Спрятали ручки за спину Опять показывают ручки. Сложить кулачки обоих рук Бьют кулачками. Колечки подносят к глазам Дети повторяют действия за воспитателем. Дети повернули ладошку кверху и Указательным пальцем имитируют Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..» Дети обе сложенные ладони поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых..» Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап» Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на» Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова текста.

3 Разожмутся, То зароются в песке. «Еду к деду, еду к бабе» Еду, еду к бабе, к деду На лошадке В красной шапке, По ровненькой дорожке, На одной ножке Гоп- гоп- гоп «Катя гуляет» Раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Завязали Катеньке Шарфик полосатенький. Катя по дорожке идет Топ- топ- топ.. «Белка» Я белка в шубке меховой, Пушистый хвост Помощник мой, Он помогает мне скакать Везде успею побывать. Прыг-скок, прыг-скок. «Капустка» Мы капустку рубим, рубим, Мы капустку солим, солим Мы капустку трем, трем Мы капустку жмем, жмем. «Хоровод среди цветов» Хоровод среди цветов, Вокруг розовых кустов. Среди трав и цветов Водим, водим хоровод. «Будем пальчики считать» Раз, два, три, четыре, пять Будем пальчики считать. Крепкие и дружные Все такие нужные. На другой руке опять Пальчики быстрые Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова за взрослыми: «Гоп-гоп-гоп» Дети катают карандаш между ладонями и повторяют слова: «Топ- топ- топ». Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым: «Прыг-скок, прыг-скок» Движения ладонями вверх, вниз. поглаживание подушечек пальцев. потираем кулачок о кулачок. сжимаем и разжимаем кулачки. У ребенка в ладошках грецкий орех, круговыми движениями кистей ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста. Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой руке. Сжимают и разгибают кулачки.

4 Хотя не очень чистые. «Этот пальчик хочет спать» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик крепко спит Тише дети не шумите, Пальчики не разбудите. «Дружат наши дети» Дружат наши дети Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. «Моя семья» Этот пальчик дедушка. Этот пальчик бабушка. Этот пальчик папочка. Этот пальчик мамочка. Этот пальчик я, Вот и вся моя семья. «На лужок» На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый, на лужок, Приходи и ты, дружок. «На полянке дом стоит» На поляне дом стоит Путь к нему пока закрыт Мы ворота открываем В этот домик приглашаем. «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. По ходу чтения, загибается на ручке ребенка пальчик, начиная с большого пальчика. Сгибают пальчики поочередно в кулачок. Сложить ладони домиком, так, чтобы большие пальцы не соприкасались. Большие пальцы опускаются и соприкасаясь друг с другом. Пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети машут кистями рук.

5 В детский сад идти пора. «Сорока» Сорока белобока, Кашу варила Деток кормила. Этому дала, Этому дала. Этому дала. Этому дала. А этому не дала. Ты воды не носил, кашу не варил, тебе нет ничего. «Из-за леса, из-за гор» Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. «В гости к большому пальчику» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики друзья, Друг без друга нам нельзя «Мальчик-пальчик» Мальчик пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем песни пел. «Наш малыш» Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик наш малыш. Указательный палец правой руки делает Круговые движения на левой ладони. Поочередно, загибаем пальцы левой руки. Большой палец поднять вверх. Пальчики передвигаются по столу с разным темпом. Поднять вверх большой пальчик Соединить вместе пальцы, которые перечисляются. Сжать пальцы обеих рук и постучать друг об друга. Ритмично сжимать и разжимать кулак. На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их. Затем поочередно загибать пальцы рук. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого.

6 «Встали наши пальчики» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж зевнул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. «За работу» Ну-ка братцы, за работу, Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. «Две веселые лягушки» Две веселые лягушки Ни минуты не сидят, Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. «Мы рисуем бегемота» Мы рисуем бегемота. Кто желает поработать? Каждый палец рвется в бой И кивает головой. «Пальцы в гости приходили» Пальцы в гости приходили, «Тук, тук, тук стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, что страшный зверь. С добрым утром! С добрым утром, глазки. Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца. Остался один большой палец. Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны. Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца. Энергично шевелить пальцами. Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. Дети сгибают руки в локтях, Держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная С большого пальца правой руки. Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно. Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль. Прикладывают ладони к ушкам.

7 С добрым утром, ушки. С добрым утром, ручки. С добрым утром, ножки. С добрым утром, солнце. Мы проснулись! Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши. Поглаживают ножки, притопывают. Руки протягивают к солнцу и улыбаются. Список литературы: 1. Ермакова С. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет [Текст] / С. Ермакова М.: ТЦ Сфера, с. 2. Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей от 2 до 7 лет [Текст] / Е.А. Ульева. Издательство «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», с.


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад 5 города Бузулука Картотека пальчиковых игр Оформила Решетняк Олеся Николаевна 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки. Вытягивают ручки

Ум на кончиках пальцев или пальчиковые игры. Насколько хорошо будет развиваться речь вашего малыша, напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Этому помогут пальчиковые игры. Чем больше внимания

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей 1,5 3 лет» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский Дети - цветы жизни. Это выражение знает каждый человек. Действительно, ребёнок

Консультация для родителей Играем с пальчиками - развиваем речь! (игры с пальчиками) Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры с пальчиками. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.

Поднимают настроение ребенка Зачем нужны пальчиковые игры? - собирают вместе семью, укрепляя контакт между поколениями - стимулируют развитие головного мозга через развитие мелкой моторики - стимулируют

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ МОЯ СЕМЬЯ Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! Поочередное сгибание пальцев, начиная с

Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки. Погладим котенка Киса, кисонька, кисуля! Позвала котенка Юля. Не спеши

Консультация для родителей «Пальчики играют речь развивают» Автор составитель: воспитатель младшей группы Карабатова О.Д. Пальчиковые игры имеют важное значение в воспитании дошкольников. Ведь такие игры

Пальчиковая гимнастика. Дом и ворота На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу". Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малышок» г. Советский» Консультация для родителей Игры на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика) Подготовила:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова,

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Скачет зайчик Ушки длинные у зайки. Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат. Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить

Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.

Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой

Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию веселую и занимательную пальчиковую гимнастику для детей. Это будет полезно не только для Ваших детишек, но и для Вас самих! Кроме того, эти упражнения

Тема Части тела Дом, семья Игрушки Фрукты Осень Одежда Дикие животные Праздник елки Зима Зимняя одежда Зимние забавы Домашние животные Наша мама Транспорт Весна Обувь Посуда Деревья, цветы Название игры

«Прилетели гули» Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! Махать руками, как крылышками. Положить руки на голову. Махать кистями рук

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» г.зима Картотека пальчиковых игр Воспитатель Ярославцева Ольга Ивановна УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Очень важной частью работы по

Пальчиковая гимнастика «Дружба» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пять Начинай считать опять. Один, два, три, четыре, пять мы закончили

Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию

Пальчиковые игры для малышей Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения

«Прилетели гули» Прилетели гули, Гули-голубочки. Сели на головку, На головку дочке. Ты, моя дочка, Помаши ладошкой. Кыш-кыш-кыш! Махать руками, как крылышками. Положить руки на голову. Махать кистями рук,

Бюллетень «Полезная книга для родителей» «Пальчиковая гимнастика» Пальчиковая гимнастика для детей дошкольников Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 33 «Снежанка» Старооскольского городского округа Мастер-класс

Консультация Койносова Ольга Владимировна руководитель по физическому воспитанию Тема: «Пальчиковая гимнастика» Цель: развитие мелкой моторики. Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит

Советы логопеда. Тренируя пальчики, развиваем речь! Мелкая моторика точные движения пальцев рук особенно тесно связана с процессом формирования речи. Наши прабабушки были очень мудрыми, когда уже с раннего

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 4 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Пальчиковая гимнастика для детей 4-6 лет ПОБЕЖАЛИ ВДОЛЬ РЕКИ Побежали вдоль реки Дети наперегонки Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру к коленям Педагог произносит слова чётко,

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий «подвижные игры», «хороводные игры» и «пальчиковая гимнастика» «Катя в яслях». (первая младшая группа)

«Играем пальчиками и развиваем речь» Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными

Мастер-класс для родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому» Подготовила: Воспитатель МБДОУ 2 «Ёлочка» Слива Н.В. Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми,

Пальчиковые игры Апельсин Мы делили апельсин. Много нас а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для котят, Эта долька - для утят, Эта долька - для бобра, А для волка кожура.

РЕЧЬ ЭТО И ЕСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. СЛОВО, ДАЖЕ САМОЕ ВРАЖДЕБНОЕ, ПОДДЕРЖИВАЕТ КОНТАКТ; МОЛЧАНИЕ РАЗОБЩАЕТ. ТОМАС МАНН СЕМИНАР ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проведение пальчиковой гимнастики и ознакомление с различными

Речь на кончиках пальцев. Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено,

ДОРОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ! Шнурование известный метод тренировки мелкой моторики, который применяется в практике раннего развития. Ведь речевые навыки малыша напрямую зависят от развития его мелкой моторики. Во

Цель: Конспект открытого (занятия) НОД во 2 младшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Моя семья» Введение понятия «семья»; воспитание любви и заботливого отношения к членам своей семьи. Задачи:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Раз, два, три, четыре, пять Вышли в садик погулять Ходим-ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать 1 2 строчки пальцем одной руки считаем

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР Упражнения с шариком массажёром Су Джок: 1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на

Песенки с движениями для малышей 1. 1. Киску очень я люблю, С ней я песенку пою Мяу, мяу, мяу, Мяу, мяу, мяу. «Киска» может быть кукла на руке взрослого или участвующий в игре ребенок, тогда он держит

Упражнения для младших дошкольников Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9

Роль пальчиковых игр в развитии детей Музыкальные руководители МБДОУ ЦРР-д/с 75: Гречанникова В.А., Кучукова Н.А. Детство это особый период в жизни ребѐнка. В это время происходит стремительное психическое

Развиваем речь, играя! /консультация для родителей/ подготовила воспитатель Полухина Р.И. «Истоки творческих способностей детей и их дарований на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности

Никонова Вероника Георгиевна воспитатель «Пальчиковые игры основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский «Движения руки всегда

Пальчиковая гимнастика для младших школьников отстаёт, то отстаёт и развитие речи. Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться

Су-Джок терапия в работе логопеда. Игровые приемы Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из

Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в дальнейшем двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными,

Семинар практикум: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» «Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите как сердце, как

МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских

Сапожникова О.Б., Попова А.А. Волшебный карандаш Рабочая тетрадь Пособие по подготовке руки к письму Рецензенты: Л.П.Точилина, завуч начальной школы ГОУ СОШ 669 Н.Г.Паламарчук, преподаватель методики обучения

«ЕЛОЧКА» «Перед нами елочка: Шишечки, Иголочки, Шарики, Фонарики, Зайчики, И свечки, Звезды, Человечки». сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» показывают кулачки указательные пальцы пальцы

Картотека пальчиковых игр с использованием шарика - массажера Су Джок учитель-логопед МБДОУ ДС 13 «Родничок» Козырева В.А. Пальчиковая игра «Черепаха». (с шариком) затем на левой. Шла большая черепаха

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Играя с детьми в пальчиковые игры, мы с одной стороны радуем их, а с другой развиваем у детей мелкую моторику рук, а соответственно и речь. Благодаря пальчиковым

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 п. Лев Толстой филиал в пос. Свх. им. Льва Толстого Лев-Толстовского района Липецкой области Консультация для родителей на тему:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста». Важным фактором

Упражнения с шариком массажером Су Джок: 1. Берѐм 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребѐнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог: Гладь

Пальчиковые игры развиваемся играя. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ 55 ТИМОФЕЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС 10 «Золотая рыбка» Су-Джок терапия в работе логопеда. Примеры игр. Учитель - логопед Блохина Татьяна Витальевна г. Мегион, 2017г. Нетрадиционные

СОВЕТУЕТ СПЕЦИАЛИСТ Памятка для родителей от музыкального руководителя Фесюк Галины Ивановны. Предлагаемые песенки-игры с движениями будут радовать детей, разовьют музыкальный слух, чувство ритма и приучат

Пальчиковая гимнастика (Консультация для родителей) Изучая развивающие занятия для ребенка, вы, наверняка, не раз сталкивались с понятием «пальчиковая гимнастика для детей». Задавались ли Вы вопросами:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей третьего года жизни Группа 1 «Почемучки» деток второй младшей группы Воспитатель: Торговская Любовь Александровна Арсеньев 2014г.

Пальчиковые игры, используемые на музыкальных занятиях Вторая младшая группа Пальчиковая игра «Здравствуй!» Здравствуй, Мариночка! На каждую строчку дети Здравствуй, Ариночка! массируют один палец Здравствуй,

Пальчиковые игры Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики

Развивающие игры Уважаемые родители! Сегодня мы с вами познакомимся с играми, направленными на развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика это точные, хорошо скоординированные

МБДОУ Детский сад 139 «Антошка» Консультация для родителей на тему: «Ум на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики) Выполнила: воспитатель 1категории Алтухова И.Е. Брянск 2015 Пальчиковые игры дают

КАРТОТЕКА На лугу растут цветы Необычной красоты: (Раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно пальчиками, как лепестками) Желтый лютик, (Поочередно загибают пальчики рук на каждое название цветка,

Масютина Светлана
Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног.

Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Кот на печи

«Кот на печи (Стучат кулачком о кулачок)

Сухари толчет,

Кошка в окошке (Показывают как шьют иголкой)

Полотенце шьет.

Маленькие котята (Поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

На печке сидят, (И качают головой вправо-влево)

На печке сидят

Да на котика глядят. (Показывают руками «очки»)

Все на котика глядят

И сухарики едет». (Щелкают зубками)

Осенние листья.

Тишина в лесу стоит (Плавные движения руками).

Еле слышно лес шуршит (Поднести палец к губам Ш-Ш-Ш)

Ветер дунет посильней (Движения руками влево –вправо)

Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче.

Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит: (Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти)

Потанцует, нам споёт

И на землю упадет (Опустить руки на стол).

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! (Хлопки).

Здравствуй, небо голубое!

(Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого).

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую. (Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы).

Цветочки

1. Как в лесу на кочке (Выпускают пальчики из кулачков)

Расцвели цветочки.

Пр. : Цветики, цветики, («Фонарики»)

Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались (Трут ладошку об ладошку)

Солнцу улыбались. (Кивают головками)

Умывалочка.

Кран открыли: чик-чик (Вращательные движения кистью).

Руки мыли: шик-шик (Потереть ладошки друг о друга).

Пусть бежит водичка (Плавные движения ладонями).

Мы умоем личико (Умыться).

Мылом мы ладошки трем (Имитировать мытье рук).

Полотенцем промокнем (Легкие похлопывания ладоней друг друга).

Вот и чистые ладошки (Показать ладони).

Мы похлопаем немножко! (Хлопки).

Мышки .

Вышли мышки как-то раз (Ходьба пальцами по столу).

Посмотреть, который час (Постукивание указательным пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки).

Раз, два, три, четыре (Загибать поочередно пальцы на правой руке).

Мышки дернули за гири (Сжать обе руки в кулак, и опустить0.

Тут раздался страшный звон – (Хлопки).

Разбегайтесь мышки вон! (Пальцы убегают).

Мастера.

Если только захотим (Сжимать и разжимать кулачки).

Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок (Лепить пирожки).

Лепит Таня теремок (Сложить ладошки домиком).

Лепит Света разных рыб (Прижать ладони друг к другу, делать волнообразные движения).

Лепит Саша белый гриб (Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки).

Гроза .

Капли первые упали (Постукивать пальцами одной по ладони другой).

Пауков перепугали (Пальцы,убегают’’).

Дождик застучал сильней (Легкие хлопки).

Птички скрылись средь ветвей (Взмахи руками).

Дождь полил, как из ведра (Громкие хлопки).

Разбежалась детвора.

В небе молния сверкает (Показать рукой молнию).

Гром все небо разрывает (Постучать кулаками по столу).

А потом из тучки солнце (Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.

Вновь посмотрит к нам в оконце.

Волшебные ладошки .

Подними ладошки выше (Поднять руки вверх и сомкнуть домиком над головой.

И сомкни над головой.

Что же вышло? Вышла крыша,

А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше (Поставить руки перед грудью,

сжать пальчики.)

И сомкни-ка их дугой.

Что же вышло? Вышли гуси:

Вот один, а вот другой. (Сжимать и разжимать пальцы).

Подними ладошки выше (Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга)

И сомкни перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

Царапки.

Вот какой коташка (Поставить руки перед грудью, опустив кисти вниз, качать головой.

Круглая мордашка.

И на каждой лапке (Обвести ладонью вокруг лица).

Коготки-царапки (Сжимать и разжимать кулачки).

Котик точит коготки (Скрести пальцами по столу).

Очень острые они.

А потом играет – (Пальцы,бегут’’ по столу).

Мячик догоняет.

Моя семья .

Знаю я, что у меня (Сжимать и разжимать кулачки).

Дома дружная семья:

Это – мама, это – я (Поочередно загибать пальцы).

Это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед,

И у нас разлада нет (Сомкнуть руки в замок).

Гномик.

Под грибком шалашик-домик (Сложить ладони домиком перед собой).

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим (Постучать кулаком одной руки по ладони другой).

В колокольчик позвоним (Потрясти сжатой в кулак рукой).

Двери нам откроет гномик,

Пригласит в шалашик домик (Зазывающие движения руками).

В домике дощатый пол (Прижать ладони друг к другу).

А на нем дубовый стол (Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки.

Рядом стул с высокой спинкой (Сжать другую руку в кулак, приставить к нему ладонь).

На столе тарелка с вилкой (Показать ладонь одной руки, на второй раздвинуть пальчики).

И блины горой стоят – (Показать гору).

Угощенья для ребят (Руки поставить перед собой ладонями вверх).

Иголка.

Иголка, иголка, (Дети поворачивают указательный палец вправо-влево).

Ты остра и тонка.

Не коли мне пальчик, (Грозить пальчиком).

Шей мне сарафанчик. (Имитировать швейные движения)

Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька, (Грозить пальчиком).

Смотри, не уколись!

Наряжаем елку.

Мы повесили игрушки

От подставки до макушки! (Поднять руки снизу вверх).

Шарики цветные, (Вращать кулачками).

Рыбки золотые, (Волнообразные движения руками).

Золотые петушки, (Приставить руки к голове, как гребешок).

Разноцветные флажки. (Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно).

Громко хлопнула хлопушка – (Хлопнуть в ладоши).

Бах! Зазвенели все игрушки: (Вращение кистей).

Оладушки .

Топором дрова колю (Движения ладоней сверху вниз).

А потом пилой пилю, (Движения ладоней вперед-назад).

Отнесу их бабушке, (Пальцы,бегут’’ по столу).

Чтоб испечь оладушки. ,Пекут’’ оладушки).

Кошка.

Мягко кошка посмотри (Сжимать и разжимать руки в кулачки).

Разжимает коготки,

И легонько их сжимает

Мышку так она пугает. (Пальцы,бегут’’ по столу).

Составила:

Уймина Ирина Сергеевна

Г.Братск

2014г.

1. «Наши ручки»
Где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.


Вытягивают ручки вперед
Показывают ручки.

Спрятали ручки за спину
Опять показывают ручки.

2. «Кулачки»
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рук
Бьют кулачками.

3. «Очки»
Бабушка очки надела
И детишек разглядела.
И детишки очки надели
Бабушку разглядели.

Колечки подносят к глазам

Дети повторяют действия за воспитателем.

4. «Дождик, дождик»
Дождик, дождик,
Кап да кап, кап…
Мокрые дорожки.
Все ровно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
.

Дети повернули ладошку кверху и
Указательным пальцем имитируют
Капельки дождя и повторяют за взрослым: «Кап..»

5. «Пароход»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка:
Пых, пых…

Дети обе сложенные ладони
поворачивают влево и вправо, повторяют за взрослым: «Пых..»

6. «Надоели нам дожди»
Дождик, дождик! Подожди!
Надоели нам дожди!
Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.

Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап»

7. «Ладушки, ладушки»
Ладушки, ладушки,
Пекла мама оладушки,
Маслом поливала,
Деткам давала:
«На-на-на»

Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на»

8. «Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
Разожмутся,
То зароются в песке.

Имитировать движения в соответствии с текстом, повторяя за взрослым слова
текста.

9. «Ноги ходят по дороге»
Большие ноги
Шли по дороге.
Топ- топ- топ..
Маленькие ножки
Побежали по дорожке
Топ- топ- топ.

Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст
за взрослыми.

10. «Еду к деду, еду к бабе»
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровненькой дорожке,
На одной ножке
Гоп- гоп- гоп…


и повторяют слова за взрослыми:
«Гоп-гоп-гоп»

11. «Катя гуляет»
Раз, два, три, четыре, пять.
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя по дорожке идет
Топ- топ- топ..

Дети катают карандаш между ладонями
и повторяют слова: «Топ- топ- топ».

12. «Белка»
Я – белка в шубке меховой,
Пушистый хвост –
Помощник мой,
Он помогает мне скакать
Везде успею побывать.
Прыг-скок, прыг-скок.

Дети проводят ворсом кисточки по ладошке и повторяю слова за взрослым:
«Прыг-скок, прыг-скок»

13. «Пришла весна»
Как на лугу, лугу,
По зеленому лугу
Разливается вода,
Расстилается трава,
Расстилается трава,
Трава шелковая.

Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья, повторяют за взрослым слова текста.

14. «Капустка»
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим
Мы капустку трем, трем
Мы капустку жмем, жмем.

Движения ладонями вверх, вниз.
поглаживание подушечек пальцев.
потираем кулачок о кулачок.
сжимаем и разжимаем кулачки.

15. «Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок

Пальцы скачут по столу,
повторяя текст за взрослым:
«чок-чок, чок-чок»

16. «Хоровод среди цветов»
Хоровод среди цветов,
Вокруг розовых кустов.
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод.

У ребенка в ладошках грецкий орех,
круговыми движениями кистей

17. «Колокольчики»
Динь-динь, динь-динь
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динт-динь, динь- динь.

У ребенка в ладонях грецкий орех.
Круговыми движениями кистей рук
ребенок выполняет движения за взрослыми и повторяет слова текста.

18. «Будем пальчики считать»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные
Все такие нужные.
На другой руке опять
Пальчики быстрые
Хотя не очень чистые.

Дети загибают пальчики на левой руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

Дети загибают пальчики на правой руке.
Сжимают и разгибают кулачки.

19. «Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

20. «Дружат наши дети»
Дружат наши дети
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

21. «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

По ходу чтения, загибается на ручке
ребенка пальчик, начиная с большого пальчика.

22. «На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты, дружок.

Сгибают пальчики поочередно в кулачок.

23. «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот,
А Сережа по дорожке

Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики.

Дети по очереди разгибают пальчики,
сжатые в кулачок.
Дети показывают растопыренные пальцы руки.
Провести указательным и средним пальцами по столу.
Сложив пальчики «щепоткой»,
делать бросающие движения.
Дети машут кистями рук.

24. «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,
Я надену шарфик,
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые пушистые,
Крошки – рукавички
На ручки натяну.

Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца.

25. «На полянке дом стоит»
На поляне дом стоит
Путь к нему пока закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.

Сложить ладони домиком, так, чтобы
большие пальцы не соприкасались.
Большие пальцы опускаются и
соприкасаясь друг с другом.
Пальцы по-прежнему под углом,
только широко расставлены.

26. «В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Дети поочередно загибают пальчики
руки.

Дети машут кистями рук.

27. «Сорока»
Сорока – белобока,
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала.
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

Указательный палец правой руки делает
Круговые движения на левой ладони.

Поочередно, загибаем пальцы левой
руки.

Большой палец поднять вверх.

28. «Из-за леса, из-за гор»
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Пальчики передвигаются по столу с разным темпом.

29. «В гости к большому пальчику»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга нам нельзя

Поднять вверх большой пальчик

Соединить вместе пальцы, которые перечисляются.
Сжать пальцы обеих рук и постучать
друг об друга.

Ритмично сжимать и разжимать кулак.

30. «Мальчик-пальчик»
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.

На первую строку показать большие пальцы обеих рук и соединить их.
Затем поочередно загибать пальцы рук.

31. «Белка»
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Пальчик с лисичкой кланяется
Пальчик с воробышком кланяется
Пальчик с синичкой кланяется
Пальчик с мишкой кланяется
Пальчик с зайчиком кланяется.

32. «Улитка, улитка»
Улитка, улитка!
Дам кусочек пирога,
Пышки
Ватрушки,
Сдобные лепешки,
Покажи свои рога,
Высуни рожки.

Сжать все пальчики в кулак.
Разжать пальчики, перевернуть руку ладонью вверх. Загибается мизинец.
Загибается средний палец. Загибается безымянный палец. Загибается указательный палец. Все пальчики согнуты, появляются указательный и мизинец «рожки» улитки.

33. «Человечки»
Побежали вдоль реки,
Дети на перегонки.
Побежали, побежали
Никого мы не догнали.

Пальцы сначала одной руки бегут
по поверхности стола, потом пальцы
другой руки бегут по столу.

34. «Утята»
Ты утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно обеих рук.

35. «Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого.

36. «Встали наши пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж зевнул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца.

Остался один большой палец.

Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.

37. «Полетели птички»
Полетели птички,
Птички-невелички.
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.

Пальцы переплетены, ладони сжаты.

Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха.

38. «Повстречал ежонка еж»
Повстречал ежонка еж:
«Здравствуй, братец, как живешь?

Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиком указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

39. «За работу»
Ну-ка братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.

Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца.

Энергично шевелить пальцами.

40. «Ежик»
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать
.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.

41. «Две веселые лягушки»
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки в кулачки и кладут
их на стол пальцами вниз. Резко разжимают пальцы (руки как бы подпрыгивают над столом) и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.

42.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.

Дети сжимают пальцы в кулачки,
а затем расслабляют их и разжимают.

43. «Пальчики»
Кто из пальчиков ловчее?
Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают,
Головами все кивают.

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают одновременно, не сжимая их в кулачки.

44. «Мы рисуем бегемота »
Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

Дети сгибают руки в локтях,
Держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная
С большого пальца правой руки.

45. «Пальцы в гости приходили»
Пальцы в гости приходили,
«Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, что страшный зверь.

Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно.

46. «Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки.
Затем то же самое проделывают левой рукой.

47.
Вася, Петя, Миша, Боря
Сели рядом на заборе.
Малыши сидят, мечтают,
Вместе ножками качают.

Упражнение выполняют стоя.
Дети немного приподнимают руки,
Так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками
(без больших).

48. «Зайчата»
Вот встречаются зайчата.
Как согреться нам, ребята?
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.

Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.

49. «Карась»
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево.

50. С добрым утром!
С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!

Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.
Прикладывают ладони к ушкам.

Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.
Поглаживают ножки, притопывают.

Руки протягивают к солнцу и улыбаются.

51. «Раз, два, три»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.

На другой руке опять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.

Раз, два, три, четыре, пять.
Стали ручки танцевать.

Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.
Сжимают и разжимают кулачки.

Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками.

52. «Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Этот пальчик – хитроносик,
Этот котик – вытриносик,
Этот ежик – ворчунишка,
Этот мишка – потоптышка,
Этот зайчик – побегайка,
С другой ручки начинай-ка.

Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.

53. «Веселые мышата»
В домике у Миши
Веселые мыши
Скачут и играют
Горюшка не знают.
Только Миша за порог,
Шасть по норкам и молчок.

Взрослый щекочет ладошку, затем отдергивает.

54. «Скорее, мышка, домой»
Это мышка-норушка,
А это ее избушка
Скорее мышка домой
И дверь за собой закрой.

Взрослый шагает двумя пальчиками по руке малыша, щекочет под мышкой, потом под подбородком.
Все дети обычно опускают голову, стараются зажать пальцы.

55. «Пальчик ест кашу»
Этот пальчик воду носит.
Этот пальчик сыплет просо.
Этот пальчик кашу варит.
Этот пальчик кашу ставит.
А этот пальчик ест да хвалит.
Он ел, оттого и потолстел.

Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика.

56. «Утро настало»
Утро настало.
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя
Разбуди соседей.
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, середка!
- и крошка Митрошка!
Привет, Ладошка.
Все потянулись и проснулись.

57. «Моя семья»
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу я сосчитать.
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, щегол и я –
Вот и вся моя семья!

Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.

58. «Пять пальчиков»
У детишек – шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять веселых пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять.

Дети показывают ладони, покачивают
запястьями влево - вправо.

Поочередно загибают пальчики.

59.«Пальцы – дружная семья»
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой!
А это – средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! указательный забыли.
Будем их соединять
И движения выполнять..

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже..

Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,
Надо с пальчиками дружить !

Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.
Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.
Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.

Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный и мизинец вперед, загибая остальные пальцы, затем рога поднимаем к голове.
Широко раздвигаем пальцы обеих, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.
Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.
Каждый палец руки поочередно
Присоединяем к большому.

60.
Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал,
И в конце пути упал.

Пальчики сжаты в кулаки, большие опущены вниз и прыжками двигаются по столу.
Ритмичные движения указательными пальцами.
Движения средних пальцев в быстром темпе.
Медленное движение пальцев безымянных.
Имитир. Прыжки мизинцами.
Хлопок руками по столу.

61. «Замок»
На двери висел замок

Кто открыть его бы мог?

Покрутили.

Постучали

И открыли.

Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.
Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны.
Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.
Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат.
Пальцы расцепляются, ладони в сторону.

62. «Апельсин»
Мы делили апельсин
Апельсин всего один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

63. «Прятки»
В прядки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки
убирали.

Сжимание и разжимание пальцев.

Лариса Усатая
Пальчиковые игры с детьми раннего возраста

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка , ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук .

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод : ребенка просят показать один пальчик , два пальчика , три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев , - говорящие дети. Если пальчики напряженные , сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Проблема.

Наблюдая за вновь пришедшими детьми , я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

Поэтому я начала свою работу по развитию мелкой моторике рук с помощью пальчиковой гимнастики , работой с пластилином, с бумагой (отрывать, комкать, скатывать, дидактическим материалом (мозаика, нанизывание бус, крупные пазлы и т. д.)

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

Игры в которые мы играем :

«Погладим кошку»

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик)

"Капуста"

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

(Имитируют движения в соответствии с текстом.)

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Он ушами шевелит.

(Указательный и средний пальцы развести в стороны , остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками» )

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

«Зайка книгу нашёл»

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)

Кошки-мышки

Вот кулак, показать кулак левой руки

А вот – ладошка, раскрыть пальцы , ладонь вверх

На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались, вращать кулаком

В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку

Ехал, ехал паровоз руки в «замок» , большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез…

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер -

Пусть прохладою повеет.

(Т. Сикачева)

Соединить прямые пальцы рук . Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Народная песенка)

Поочередно разгибать все пальцы , начиная с большого.

«Этот пальчик бабушка… »

Цель. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки . Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца. Развивать умение договаривать выделенное слово.

«Улитка, улитка…»

Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки (поочередно загибать пальчики ) ; выполнять движения в соответствии с текстом.

«Как на нашем на лугу…»

Игра направлена на развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании потешки.

«Сорока-белобока»

игра направлена на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами .

И многие другие.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику , руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры , по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

error: