Планирование трудовой деятельности во 2 младшей группе. Воспитание трудовой деятельности во второй младшей группе доу

Примерный перечень трудовых поручений

Младшая группа

Воспитательные задачи:

1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.

2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.

3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.

4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.

5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2-3 ребенка).

Сложить аккуратно на полке строительный материал.

Расставить игрушки, посадить красиво кукол.

Расставить стулья на занятие, по окончании - убрать их.

Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.

Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.

Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.

Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.

Расчистить дорожку от снега.

Собирать сор, листья в определенное место.

Смести снег с лавочек.

Труд в природе

Поливать комнатные растения.

Полить грядку на огороде, цветник на участке.

Кормить птиц.

Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).

Сажать лук.

Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.

Средняя группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.

Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.

3. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,

что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.

4. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.

5. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.

Хозяйственно-бытовой труд (3-4 ребенка).

Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.

Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.

Вытирать разлитую воду после поливки цветов.

Мыть и протирать строительный материал.

Мыть игрушки в группе и на участке.

Наводить порядок в раздевальных шкафах.

Подметать часть участка, веранды, дорожки.

Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.

Собирать песок в горку в песочном дворе.

Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.

Труд в природе

Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.

Срезать лук специальными ножницами.

Рыхлить землю в цветочных горшках.

Собирать природный материал для поделок.

Собирать щавель, крупные семена.

Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).

Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).

Старшая группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.

2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.

3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.

4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.

5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».

Хозяйственно-бытовой труд.

Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.

Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.

Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.

Поливать в сухую погоду участок, .в песочном дворе - песок.

Протирать лавочки на своем участке и у малышей.

Следить за порядком в песочном дворе.

Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.

Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).

Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).

Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).

Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.

Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.

Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).

Труд в природе

Пересаживать комнатные растения.

Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.

Высаживать рассаду, ухаживать за ней.

Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.

Полоть грядки на своем участке и участке малышей.

Собирать в саду ягоды и фрукты.

Перекапывать грядки (вторичная перекопка).

Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.

Ручной труд

Ремонтировать книги.

Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.

Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.

Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.

Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.

Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.

Приложение 6

Примерный образец календарного плана воспитательно-образовательной работы во 2 младшей группе.

дата Содержание воспитательно – образовательной работы декабря, среда 4 декабря, среда 4 декабря, среда 4 декабря, среда УТРО Внести иллюстрации (уход за машиной: мойка, протирание стекла). Рассмотреть их с желающими детьми. Задать вопросы:
  • Что здесь изображено?
  • Что делает шофер?
  • Зачем шофер моет машину?
  • Что моет у машины шофер?
  • Что ему для этого нужно?
Предложить шоферам вымыть свои машины после поездки. Желающим детям предложить д/и «Помоги Федоре». Закреплять умение узнавать и создавать изображение по отдельным элементам. Прочитать отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе». Раздать наборы разрезной посуды, пояснить правила (при «склеивании» посуды ищется кусочек подходящей формы, примеривается и только потом кладется на место). Выполнить действие вместе с одним ребенком. Поручить Паше Т., Тане В. полить цветы. Приучать к уходу за растениями, формировать навыки правильного полива. Продемонстрировать полив цветка (носик лейки – у края горшка). Предложить детям самим набрать воду и поставить лейки на место после работы. Обратить внимание подошедших детей, как подросли цветы в группе. Поручить Кате В. и Ларисе З. покормить морскую свинку. Приучать к заботе о животных. Подсказать, где взять корм, напомнить о необходимости вымыть кормушку. Привлечь внимание детей к тому, как свинка ест корм, умывается. Поблагодарить детей за заботу о цветах и морской свинке. Предложить желающим детям настольный строительный материал и мелкие игрушки – матрешки для обстраивания. Предложить построить для матрешки «комнату» - стул, стол, кровать, диван. Дать образец постройки, напомнить используемые приемы строительства. Предложить Оле К. игру «Ветерок и снежинки», развивать речевое дыхание. Предложить подуть на снежинки – долго легким ветерком, коротко сильным ветром. Предложить Ане З. игру «Сбор урожая», упражнять в различении трех предметов по величине. Подсказать, что различить предметы по величине можно, накладывая их друг на друга. Предложить Ване Д. игру «Один и много», упражнять в группировке предметов. Дать образец игровых действий. Напомнить детям правило: «Поиграл – поставь игрушку на место». Проконтролировать уборку игрушек перед утренней гимнастикой. Провести утреннюю гимнастику (вписать комплекс упражнений). Поручить Рустаму Т. И Насте П. разложить на столы салфетки и ложки. Поручить Кате Б. и Алине Р. разложить клеенки на столы для занятий лепкой. ЗАНЯТИЯ Занятие по лепке «Посуда для трех медведей» Программные задачи:
  1. Вызвать желание самостоятельно изготавливать предметы для игры; учить лепить посуду с невысокими краями способом сплющивания и вдавливания, закреплять навык оттягивания.
  2. Развивать зрительное и тактильное восприятие, моторику кисти и пальцев руки.
  3. Воспитывать желание помочь другому; воспитывать культуру деятельности (поддержание порядка на рабочем месте).
  4. Активизировать словарь детей: медведь, миска, скатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, шар.
Оборудование: У воспитателя: У детей Куклы – медведи клеенка Образец миски пластилин Пластилин салфетка салфетка Ход занятия: · Сюрпризный момент (приход медведей) · Поставить задачу: слепить миску для медведей способом оттягивания края диска · Проанализировать форму образца · Показать способ выполнения миски: скатывание в шар – сплющивании – вдавливание середины – оттягивание края – выравнивание · Дать установку на подготовку к работе (закатать рукава, размять пластилин, поддерживать порядок на столе) · Вести контроль за самостоятельной работой детей; напомнить – после работы надо протереть руки салфеткой и отнести ее в ведро · Провести анализ детских работ: от своего имени – похвалить, поблагодарить за отзывчивость, от имени медведей – оценить качество выполнения мисок · Поручить Инне М.и Вове Ч. Собрать со столов клеенки и протереть их; показать движение при протирании клеенок. ПРОГУЛКА Привлечь детей к наблюдению за птицами. Уточнить представления о зимующих птицах, закрепить их названия (воробей, голубь, ворона, снегирь, синица). Приучать к заботе о птицах. Вопросы:
  • Кто живет на нашем участке?
  • Кто прилетает к кормушке?
  • Как называются эти птицы?
  • Как выглядит синица (воробей, снегирь и т.д.)?
Предложить понаблюдать за повадками разных птиц – кто как клюет, прыгает. Закрепить название «зимующие птицы». Поручить Лизе У. насыпать корм в птичью кормушку. Предложить поиграть в п/и «Воробушки и автомобиль», развивать ловкость, внимание, ориентировку в пространстве, упражнять в беге врассыпную. Напомнить правила, взять в 1 туре роль водящего на себя. В конце игры отметить самых ловких и внимательных детей. Поручить Вене И., Лене Ч. И Диме В. расчистить дорожки от снега Приучать помогать взрослым, закреплять навыки работы с лопатой. Расставить детей вдоль дорожки, показать положение и направление движения лопаты при отбрасывании снега на снежный вал. Оценить работу детей перед всей группой. Предложить желающим детям лопатки, совки, формочки для игр со снегом. Предложить Любе К.и Гале Д. поиграть в снежки. Упражнять в метании вперед снизу. Показать технику метания, контролировать позу и положение рук детей. Предложить Тане Ж. покататься с горки. Формировать умение поддерживать равновесие. Показать правильную позу, поддержать за руку, контролировать движение ребенка. Предложить желающим детям п/и «Лохматый пес». Развивать ловкость, умение бегать в одном направлении, не сталкиваясь друг с другом. Помочь выбрать водящего, напомнить правила. Регулировать подвижность детей во время игры. Привлечь желающих детей к выкладыванию узоров из цветных льдинок, развивать цветовое восприятие, закреплять названия цветов спектра, упражнять в составлении ритмичного узора на «полосе»-дорожке. Выложить первый пробный узор, предложить детям описать придуманный узор и выложить его. Привлечь детей к п/и малой подвижности «Поезд», упражнять в ходьбе змейкой. Напомнить правила, стать «во главе» поезда. Вынести на прогулку оборудование: в коробочке – корм для птиц; формочки для игры со снегом; лопатки (4шт), совки (7 шт.); кукол в зимней одежде; игрушечные санки; коробку с цветными льдинками. ВЕЧЕР Выложить в игровой уголок настольно-печатные игры «Парные картинки», геометрическое лото, домино «домашние животные»; игрушки – шнуровки; разложить атрибуты для игры в больницу, магазин, привлечь к ним внимание детей. Привлечь к игре в мозаику Сашу К. и Сережу Л., предложить им выложить любимое животное. С желающими детьми поиграть в словесную игру «Съедобное – несъедобное», упражнять в классификации продуктов и предметов. Обсудить, какие продукты можно есть. Для определения очередности хода использовать мяч. Выложить в игровой уголок игрушечные инструменты – гаечный ключ, отвертку, молоток. Принять участие в игре в «шофера» вместе с Витей Ф. Помочь расширить сюжет: взять на себя роль шофера, поехать рядом, «услышать» шум в моторе, остановить, чинить ее: «открутить» гайки, чинить мотор. Спросить: Шофер, где можно залить в машину бензин? Внести новую д/и «Кубики». Рассмотреть игру вместе с детьми, выложить 1 – 2 картинки. Предложить игру желающим детям, развивать внимательность, наблюдательность. Подсказать, как находить части одинаковой картинки, напомнить правила сбора картинки. Провести вечер развлечений – показ театра кукол «Теремок». Повеселить, порадовать детей, подвести к пониманию правила – «вместе можно справиться с любой бедой».
  1. Приход Бабушки Загадушки, загадки о животных
  2. Показ настольного театра кукол «Теремок»
  3. Пение (под аккомпанемент) «Строим дом» Муз. Попатенко
  4. Хоровод «Каравай».
Организовать коллективный хозяйственно – бытовой труд (по звеньям) по уборке группового помещения. Протереть пыль на подоконниках, красиво расставить игрушки в шкафах, промыть поддоны у растений. Формировать у детей навыки поддержания чистоты и порядка в группе, воспитывать умение действовать сообща. Оборудование: 2таза с теплой водой; 10 рукавичек для мытья, 5 тряпочек для вытирания; 10 детских фартуков; 2 клеенки на столы. Распределить детей по звеньям: Олеся К., Лера Т., Вера Ф., Лена С., Саша К. – мытье поддонов из-под растений, Люба К., Галя Д., Таня Ж., Дима В., Веня И. – протирание поддонов, Соня К., Илья М., Тоня Б., Алеша Ц., Катя Б. - протирание пыли на подоконниках, Лена Ч., Инна М., Лиза У. - расставить игрушки в шкафу. Создать игровую ситуацию – «прилежные гномы». Объяснить порядок работы каждого звена, привлечь детей к подготовке рабочего места. Подготовить детей к работе (закатать рукава, надеть фартуки). Помочь детям достать поддоны из-под цветов, показать приемы мытья и протирания поддонов, распределить поручения в звене. Показать последовательность протирания подоконников: подготовить себя к работе – намочить тряпку – отжать – стирать пыль от окна к краю подоконника (к себе). Проконтролировать работу звена по уборке игрушек, напомнить, что они должны быть расположены красиво. Привлечь детей к уборке оборудования. Похвалить «усердных гномов» от имени Белоснежки, обратить внимание на чистоту и красоту помещения, дать мотивированную оценку труда каждого ребенка.. Предложить Олесе К., Оле Х., Мише Г. игрушки – застежки, упражнять в застегивании и расстегивании пуговиц, развивать мелкую моторику пальцев руки. Показать образце действий; застегнуть пуговицу вместе с Мишей Г. С желающими детьми поиграть в п/и «У медведя во бору», развивать ловкость, формировать ориентировку в пространстве. Участвовать в игре «ловимым», подсказывать слова игры. Предложить Вере Ф. и Свете Г. Поиграть в д/и «Домики», упражнять в различении цвета. Напомнить правила игры, подсказать: для сравнения цвета детали надо приложить друг к другу. Побуждать проговаривать названия цветных деталей. Привлечь Леру Т., Валю П. и Лену С. К уборке игрушек в группе, приучать поддерживать порядок в окружающем. Похвалить проявления самостоятельности в действиях детей. ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА Привлечь детей к наблюдению за закатом. Развивать эстетическое восприятие. Вопросы:
  • Как называется время дня, когда солнце уходит спать?
  • Как выглядит солнышко вечером?
  • Как разукрашивает солнышко все вокруг?
  • Какого цвета становится снег на солнце?
  • Какого цвета снег в тени?
  • Как выглядят ветви деревьев на фоне заходящего солнышка?
  • Нравится ли вам окружающее, когда солнце заходит?
Предложить поиграть в п/и «У медведя во бору», упражнять в беге врассыпную. Взять в первом туре роль водящего на себя, передать самому ловкому ребенку. Подсказывать слова игры. Предложить желающим детям покататься на санках. Вовлечь Рустама Т., Настю П., Катю Б. в п/и «Змейка», закреплять умение идти в заданном направлении мелким шагом. Дать образец ходьбы, встать ведущим в змейке, идти по прямой и зигзагом. Предложить желающим детям лопатки, совки, формочки для игр со снегом, пластмассовые силуэты для строительных игр со снегом. Сделать для образца «дорогу с деревьями», демонстрировать приемы работы с лопаткой. Привлечь Женю Б. к игре «По мостику», упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности. Наметить дорожку в снегу – мостик, показать положение ног при ходьбе, поддержать за руку ребенка. С желающими детьми поиграть в п/и «Мышеловка», развивать ловкость и быстроту движений. Напомнить детям правила игры, выбрать «мышек» «стрелкой», проговаривать слова игры. Побеседовать с родителями Инны М., порекомендовать д/и на развитие цветового восприятия – «Найди домик», «Радуга», «Цветы и цветочки». Вынести на прогулку оборудование: санки, лопатки, совки, формочки, пластмассовые силуэты деревьев.

Учебное издание

Воспитательные задачи:

1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.

2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.

3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.

4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.

5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2—3 ребенка).

Сложить аккуратно на полке строительный материал.

Расставить игрушки, посадить красиво кукол.

Расставить стулья на занятие, по окончании — убрать их.

Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.

Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.

Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.

Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.

Расчистить дорожку от снега.

Собирать сор, листья в определенное место.

Смести снег с лавочек.

Труд в природе:

Поливать комнатные растения.

Полить грядку на огороде, цветник на участке.

Кормить птиц.

Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).

Сажать лук.

Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.

Средняя группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.

2. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.

3. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.

4. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.

Хозяйственно-бытовой труд (3—4 ребенка).

Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.

Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.

Вытирать разлитую воду после поливки цветов.

Мыть и протирать строительный материал.

Мыть игрушки в группе и на участке.

Наводить порядок в раздевальных шкафах.

Подметать часть участка, веранды, дорожки.

Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.

Собирать песок в горку в песочном дворе.

Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.

Труд в природе:

Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.


Срезать лук специальными ножницами.

Рыхлить землю в цветочных горшках.

Собирать природный материал для поделок.

Собирать щавель, крупные семена.

Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).

Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).

Старшая группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.

2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.

3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.

4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.

5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».

Хозяйственно-бытовой труд.

Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.

Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.

Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.

Поливать в сухую погоду участок, в песочном дворе — песок.

Протирать лавочки на своем участке и у малышей.

Следить за порядком в песочном дворе.

Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.

Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).

Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).

Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).

Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.

Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.

Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).

Труд в природе:

Пересаживать комнатные растения.

Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.

Высаживать рассаду, ухаживать за ней.

Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.

Полоть грядки на своем участке и участке малышей.

Собирать в саду ягоды и фрукты.

Перекапывать грядки (вторичная перекопка).

Ручной труд:

Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.

Ремонтировать книги.

Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.

Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.

Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.

Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.

Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.

ВОСПИТАНИЕ В БЫТОВОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перед педагогом, работающим с детьми четвертого года жизни, стоят более сложные задачи нравственного воспитания, чем на предыдущей возрастной ступени. Это обусловлено повышением активности, сознательности ребят при овладении культурой поведения, усилением интереса к самостоятельной деятельности, к общению с более широким кругом взрослых и детей, наличием определенного нравственного опыта. Воспитатель учитывает возросшие возможности детей и с первых дней их пребывания во второй младшей группе стремится построить педагогический процесс так, чтобы обеспечить дальнейшее нравственное развитие каждого ребенка.
Продолжается работа по углублению у детей чувства удовлетворения от того, что они сделали что-то сами. Это чувство поддерживает интерес к бытовым процессам и обеспечивает дальнейшее развитие самостоятельности. В основе ее по-прежнему лежит овладение отдельными действиями в труде по самообслуживанию.
Конечно, ребенок трех лет еще нуждается в уходе и помощи взрослых. Но, осуществляя заботу о ребенке, воспитатель все

В процессе выполнения простейших трудовых действий, поручений взрослых дети четырех лет учатся быстро, самостоятельно убирать на место игрушки, раскладывать ложки, убирать за собой чайную посуду, кормить рыбку, птичку, поливать растения в цветнике и на огороде. Взрослый положительно относится к работе ребенка, подчеркивает его умения, рассказывает о его старательности родителям. Если у малыша что-нибудь не получается, воспитатель терпеливо объясняет, что именно и почему у него не получается, подсказывает, как нужно сделать, помогает достигнуть результата.
В «Программе воспитания в детском саду» указано, что дети четвертого года жизни должны различать игру и труд. Поэтому, привлекая воспитанников к выполнению трудовых поручении, воспитатель следит, чтобы трудовые действия малыши не превращали в игровые. «Что же ты все играешь с водой? Посмотри, бобы на грядке совсем опустили головки -не дождутся, когда ты их напоишь. Ну-ка быстренько полей их!»
Распределяя между детьми трудовые задания, воспитатель регулирует их взаимоотношения так, чтобы инициативный и ловкий не подавлял робкого и пассивного, умелый не лишал самостоятельности неуверенного в себе.
Во второй младшей группе воспитатель все чаще привлекает детей к оказанию помощи товарищу при выполнении совместного трудового поручения. Но важно при этом соблюдать чувство меры, иначе у одних вырабатывается привычка всегда на кого-то надеяться, а у других, кого слишком часто привлекают к помощи, появится протест, раздражение или, напротив, зазнайство: «Вот какой я молодец!»
Приучая детей к посильному труду, воспитатель терпеливо изо дня в день показывает им, как и что надо делать, как добиваться лучших результатов при наименьшей затрате сил,рассказывает и объясняет, для чего это нужно, какова цель труда. Воспитатель говорит об этом по-деловому, без длинных объяснений, без раздражения: «Корма рыбкам надо давать меньше. Ведь они маленькие, столько не съедят, а вода портится»; «Убери строительный материал в ящик так, чтобы он весь уместился, а ребята сказали бы: «Вот как хорошо уложил материал!»
Показ приемов работы первоначально обязательно сопровождается помощью взрослого, так как дети еще многого не умеют, но это не должно стеснять активности ребенка, проявления его самостоятельности.
Результаты труда воспитатель обязательно проверяет и оценивает. Взрослый не должен предъявлять маленьким детям слишком больших требований, однако, если он уверен, что они доступны его воспитанникам, он проявляет твердость. Если ребенку при выполнении поручений удается добиться положительных результатов, у него возникает желание и впредь проявлять оиределен

Ные усилия. Значительно повышается желание сделать что-то самому, если при этом он получит одобрение, похвалу старших. Поэтому воспитателю надо всячески поощрять каждое самостоятельное действие ребенка. Все задания педагога, если они посильны, дети выполняют с удовольствием.
Особую ценность имеют поручения, рассчитанные на воспитание положительных взаимоотношений детей.
«Зоя, посмотри, пожалуйста, что-то Лена плачет. Пойди, узнай, что случилось, может, ей помочь надо?»- предлагает воспитатель. Ребенок охотно проделывает все то, о чем просит его взрослый, и чувствует большое удовольствие, если огорченная Лена успокаивается. «Молодец, Зоя,-говорит воспитатель,- успокоила Лену, теперь она не плачет».
Подобные поручения способствуют тому, что постепенно дети сами, не дожидаясь указаний взрослых, оказывают друг другу помощь при затруднениях, проявляют внимание.
Воспитатель может давать детям различные поручения, например сдвинуть столы к стене, чтобы освободить место для игры, протереть маленькие стулья, принять участие в уборке шкафа с игрушками, уложить правильно в ящик кубики, отнести и отдать воспитателю коробки с карандашами после рисования. Полезно посылать ребенка с каким-нибудь поручением к взрослому, не работающему в данной группе (попросить книжку с картинками у другого воспитателя, узнать у медицинской сестры, можно ли сегодня гулять, и т. д.). Конечно, предварительно педагог договаривается с тем сотрудником, к которому должен прийти ребенок. Это необходимо для того, чтобы помочь малышу в случае затруднения (если он, например, пришел и молчит, спросить, зачем он пришел). Иногда можно предложить детям: «Кто хочет пойти к Нине Ивановне (музыкальному руководителю) и спросить, не пора ли детям нашей группы идти в зал?» Если будет несколько желающих, можно каждому из них найти поручение. Позднее, когда дети научатся излагать словесно поручение, необходимость в предварительной договоренности с другим лицом, к которому их посылают, отпадает.
Желательно, чтобы предлагаемые детям задания были интересными, жизненно необходимыми. Например, педагог говорит: «Дети, сейчас мы пойдем кормить кур. Вам будет очень интересно посмотреть, как они клюют зерно. Пусть Женя, Света, Юля сходят к Алле Семеновне (заведующей) и принесут овес, Тамара и Нина возьмут остатки хлеба». Ребята с радостью спешат выполнить поручение.
Воспитатель опирается на возникший у детей интерес к предстоящей деятельности и создает условия для ее реализации.
Опытные педагоги обычно дают поручения тому ребенку, который скучает, не может найти себе занятие. Поручения вносят разнообразие в деятельность ребят, поднимают их активность, повышают эмоциональный тонус.

Во второй младшей группе, как и в предыдущей, преобладают индивидуальные поручения. Давая задание, воспитатель вступает с ребенком в тесный контакт, объясняет и показывает, что нужно сделать. А когда ребенок выполнит поручение, взрослый не забывает его поблагодарить: «Спасибо, Света, что помогла мне поставить стулья для занятия». Благодарность взрослого радует ребенка и приучает его самого быть благодарным.,.
Неправильно поступают те воспитатели, которые дают поручения только развитым, активным детям. Поручениями должны быть охвачены все малыши. У каждого из них развивается устойчивое внимание, умение доводить дело до конца, интерес к труду.
Давая поручение, воспитателю необходимо обращать внимание ребенка на полезность его деятельности. Например, идя с детьми на прогулку, воспитатель может дать что-нибудь понести ребенку, а потом отметить: «Как хорошо, что ты мне помог, мне было бы тяжело все нести одной».
Использование трудовых поручений в целях нравственного развития малышей требует от воспитателя тщательного продумывания своей деятельности. Распределение заданий может быть в течение всего дня. Поэтому педагог заранее намечает, какие поручения и когда он намерен дать ребятам. Помимо определения содержания заданий для разных детей, воспитатель продумывает конкретную воспитательную задачу, которую он будет осуществлять с помощью этой формы организации труда малышей. К примеру, он предлагает Клаве насыпать в кормушку для птиц хлебных крошек и подсказывает, что предварительно надо посмотреть, нет ли там снега, смести его. Вызывает у девочки интерес к птицам и желание подкармливать их. Веру педагог просит показать Владику, в каком порядке надо вешать одежду, тем самым помогая девочке самой закрепить навыки аккуратного, бережного отношения к вещам.
Хорошо, если воспитатель ведет учет, кто из детей, когда принимал участие в выполнении поручений, как проявил себя. Это позволит педагогу продумать систему упражнений для каждого ребенка с целью формирования самостоятельности, трудолюбия, волевых качеств.
Привлекая детей к выполнению отдельных поручений, связанных с подготовкой к завтраку, обеду, воспитатель постепенно подводит ихкдежурствупо столовой (к концу года). Ребята раскладывают ложки, салфетки, расставляют хлебницы, помогают убрать их после еды на хозяйственный стол. Воспитатель терпеливо и систематически показывает малышам, как раздавать ложки, как носить чашки и блюдца и т. д. Воспитатель следит за работой каждого от начала до конца, своевременно оказывает необходимую помощь или дает советы, как сделать работу лучше, чтобы всем было удобно, хорошо, приятно. Педагог не забывает оценивать деятельность и поведение дежурных, характер их
so
взаимоотношений в процессе работы, проявление взаимопомощи. Приобщая детей к дежурству, воспитатель может прочитать рассказ Н. Калининой «Помощники»: «Саша с Алешей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили...»
Хорошо, если при этом воспитатель скажет с юмором: «Смотрите, дети, чтобы у вас так не получилось». Этот рассказ уместно вспомнить и в том случае, если кто-либо из детей поторопился и выполнил свои обязанности не совсем добросовестно. Неправильно поступают те педагоги, которые полностью перекладывают работу с дежурных на няню или слишком доверяют детям делать все самостоятельно, не контролируют их. Как показывает практика, дежурство по столовой при правильном руководстве вызывает у малыша чувство ответственности и организует поведение даже наиболее шаловливых детей.
Вот Валя раскладывает ложки. Она очень сосредоточенна - надо каждому положить ложку, и притом аккуратно. Сейчас в ней не узнать задиры.
Приобщая малышей к посильному труду, воспитатель вместе с тем обращает их внимание на труд взрослых. Используя конкретные примеры, он раскрывает содержание работы воспитателей, няни, подчеркивает, что взрослые стараются сделать жизнь детей интересной, радостной. И хотя воспитатель не говорит, что к труду взрослых надо относиться с уважением, ценить его, но, приучая детей к порядку, напоминает: «Хорошо вытирайте ноги: няня вымыла пол»; «В умывальной было так чисто, сухо, а ты набрызгал. Няне опять придется все вытирать». Совместное с детьми наблюдение понятных им процессов труда, взаимоотношений между окружающими, эмоционально выраженное восхищение взрослого при виде чистоты помещения, красиво сервированного стола вызывают у малышей соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у них правильное отношение к людям и их труду.
Выполнение детьми трудовых поручений позволяет им приобрести первые необходимые навыки, вызывает интерес к деятельности, радость от самостоятельного участия в ней. Дети не только замечают, например, упавший кубик, отодвинутый стул, плохо убранную кроватку куклы, но и пытаются сами устранить непорядок, сделать все аккуратно, красиво. Воспитатель поощряет добровольное участие детей в труде взрослых, предложение своих услуг. Проявленная инициатива служит показателем интереса ребят к труду, свидетельствующим о формировании у них начал трудолюбия. Настойчивое желание делать все самим, без помощи окружающих является критерием высокого уровня развития самостоятельности у детей группы.
Воспитание самостоятельности и трудолюбия педагог сочетает с формированием аккуратности и бережливости в повседнеа-ной жизни, добиваясь проявления этих качеств без указаний
6!
окружающих. Воспитатель по-прежнему показывает пример бережного обращения с книгами и игрушками (ремонтирует их, убирает после занятий на место), привлекает к посильному участию самих детей.
Для воспитания у детей любви к порядку в практике используются такие приемы: перед тем как пойти на прогулку или начать занятие, взрослый предлагает осмотреть групповую комнату, чтобы проверить, все ли убрано на место. Иногда воспитатель вместе с детьми просматривает все игрушки. Малыши замечают надорванный лист книги, угол коробки, оторванную пуговицу на платье куклы. Воспитатель без излишнего морализирования говорит, что дети, наверно, очень быстро перелистывали книгу и порвали ее, а платье кукле надевали неаккуратно.
Формированию у малышей навыков аккуратности и стремления к порядку помогает чтение художественного произведения (например, Л. Воронковой «Маша-растеряша»). Воспитатель, рассматривая с детьми иллюстрации к книге, читая текст, вызывает у ребят отрицательное отношение к поведению девочки.
Трехлетнему ребенку недостаточно лишь сказать: «Береги игрушку», «Кубики укладывай в ящик хорошо», ему нужно объяснить и показать, как что делать. Поэтому воспитатель продолжает обучать детей навыкам бережливости. Очень важно, чтобы каждый ребенок знал место, где хранятся игрушки, мог легко их достать и положить обратно. И только тогда, когда ребенок овладеет необходимыми навыками, когда привычки станут прочными, воспитатель может быть уверен, что слова «Береги куклу» или «Складывай белье аккуратно» побудят его к соответствующим действиям.
На четвертом году жизни в результате повседневной воспитательной работы дети привыкают сами, без напоминания поддерживать порядок в детском саду, убирать на место игрушки и другие вещи. Однако по-прежнему воспитатель использует поощрение для подтверждения правильности совершаемых дей-ствий.
Заметив, например, что Никита, поиграв с матрешкой, поставил ее на место так, чтобы не нарушить общего порядка на полочке, воспитатель обращает на это внимание рядом стоящих детей: «Никита не только не забыл убрать матрешку на место после игры, но и сделал это очень красиво. Молодец, Никита!»
Педагог заботится о воспитании у малышей бережного отношения к хлебу. Чтобы не оставались после еды кусочки хлеба, можно предложить няне разрезать его на более мелкие части, а также приучать детей съедать весь хлеб. Недопустимо в присутствии ребят выбрасывать даже остатки (корочки) хлеба. Можно подсказать няне, что нужно сложить его на одну тарелку, а затем вынести на участок птицам или кроликам.

Заботливое отношение воспитывается у детей и по отношению к растениям. Взрослый поощряет тех ребят, которые не рвут зря траву, цветы, не топчут их.
Особое внимание обращается на формирование навыков бережного отношения к материалам, бумаге. «Правильно сделал Вадик, что во время рисования взял лишь один лист бумаги. Как много он на нем нарисовал! Целая картина получилась,- говорит воспитатель.- Листов бумаги хватило на других ребят. И Алеша, и Витя, и Вова - все нарисовали».
Очень ценно, если при воспитании аккуратности, любви к порядку взрослый использует стихотворения, двустишия, придавая своим словам эмоциональную окраску, например: «Хорошие ребятки, у нас все в порядке!»
Во второй младшей группе педагог продолжает воспитывать у детей настойчивость, целеустремленность. С этой целью он создает условия, ставящие ребенка перед необходимостью преодолеть затруднение, приложить усилие, проявить волю, использует малейшую возможность для упражнения малыша в терпеливом доведении дела до конца. Некоторые педагоги младшей группы спешат оказать помощь, если у ребенка что-то не получается или получилось не так, как хотелось бы. А между тем, учитывая имеющийся у детей практический опыт, некоторые знания и умения, следует лишь указать на ошибку, напомнить или спросить об установленных правилах, предоставив возможность малышам действовать самостоятельно.
Максим посмотрел иллюстрации в книгах, оставил их разбросанными на столе и направился к игрушкам.
Воспитатель удивленно спрашивает: «Почему так некрасиво на книжной етоле? Что случилось?» Затем склоняется к книгам, будто прислушиваясь к их голосам, и достаточно громко, чтобы слышал мальчик, говорит: «Нет, книжечки, вы ошибаетесь. Максим умеет беречь книги. Он поосто забыл вас убрать и сейчас исправит свою ошибку. Правда, Максим, ты знаешь, как нужно беречь книги?»
Мальчик утвердительно кивает головой, возвращается к книжному столу, ровно и правильно подбирает книги и кладет их на полку.
Важно не допускать, чтобы настойчивость, целеустремленность одного ребенка ущемляли потребности и интересы других детей.
В случае действительного затруднения взрослый должен непременно прийти на помощь ребенку и объяснить, почему он это сделал. «Саша, давай я тебе развяжу шапку»,- предлагает воспитатель. «Я сам умею»,- отвечает мальчик. «Знаю, что умеешь, но сегодня у тебя получился узел. Я тебе только помогу»,-с улыбкой говорит педагог.
Воспитатель не забывает, что работа по формированию волевых качеств связана с большими трудностями, обусловленными слабостью физических сил ребенка, некоординированностью его движений, отсутствием элементарных навыков, неумением длительно сосредоточиться на чем-либо и разумно тратить свою энер-

Гию. Наблюдая за детьми и правильно оценивая их возможности, воспитатель оказывает помощь только в случае необходимости: ведь важны не только достижения, но и усилия, которые ребенок делает для овладения тем или иным процессом. Волевые качества надо воспитывать постоянно и систематически, проявляя уважение к личности ребенка, подчеркивая, что малыш старается и это хорошо.
Сережа нес в лейке воду и разлил ее. Няня не стала сердиться и отчитывать мальчика. Она понимает, что в три года движения у ребенка еще неловкие, неуверенные. Няня тактично говорит: «Ничего, я сейчас вытру пол. А ты, Сереженька, не наливай много воды в лейку и держи ее вот так. Вода и не прольется». Мальчик взял правильно лейку в руку. Желание полить растение у него не пропало.
Воспитатель укрепляет любовь к семье, к близким. С этой целью он использует конкретные факты проявления к детям внимания, заботы со стороны мамы, папы, воспитателей, няни, медицинской сестры, вызывает ответное желание сделать и им что-то приятное. Воспитатель помогает малышу подготовить незатейливый подарок маме ко дню ее рождения, напоминает о необходимости подать стул бабушке, порадовать ее. Иногда воспитатель спрашивает ребенка о том, как здоровье членов его семьи, как он помогает дома.
По-прежнему серьезное внимание уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к старшим. Во второй младшей группе при регулярном педагогическом руководстве правильные действия закрепляются, становятся привычными. Воспитатель добивается этого путем прямого обучения (показ и объяснение) на конкретном примере: «Видишь, пришла Зинина бабушка. Ей трудно подниматься на второй этаж. Ты предложи бабушке подождать внизу, а сама позови Зину»,- учит ребенка взрослый. Воспитатель все чаще обращается к детскому сознанию, мотивирует, почему так надо делать или поступать: «Ты помоги няне повесить полотенца, а то она торопится вовремя все приготовить для обеда. Вместе вы сделаете это быстрее».
Воспитатель стремится к тому, чтобы дети четвертого года жизни не только видели доброжелательные поступки, взаимоотношения, но и сами проявляли гуманные чувства к окружающим их людям. Правильно поступают воспитатели, которые организуют упражнения детей в добрых поступках, закрепляя тем самым соответствующие чувства, углубляя их. И при систематической работе им удается достичь довольно высоких результатов: дети начинают считаться с интересами взрослых, привыкают к вежливому обращению, уместно употребляя слова «пожалуйста» и «спасибо». Воспитатель добивается, чтобы дети не формально пользовались этими словами, а выражали при этом истинное чувство уважения и признательности. Поэтому хорошо, если педагог всякий раз, когда ребенок произносит «волшебные»словз,
8 +
сосредоточивает его внимание на действиях взрослого и тем самым способствует пробуждению у малыша чувства благодарности.
Воспитывая чувства уважения и признательности к людям, педагог учит детей умению разговаривать со старшими: не перебивать, отвечать на задаваемые вопросы, не кривляться, обращаться к ним на «вы».
Уважительное отношение к близким становится более устойчивым, если в семье придается этому большое значение. Педагог объясняет родителям, что они должны обращать внимание своего сына или дочери на добрые дела, которые для них делают взрослые в семье. Вот бабушка принесла внуку книгу. Мама с радостью подчеркивает: «Смотри, сыночек, какую хорошую книжку тебе подарила бабушка. Поблагодари ее». Такое поведение родителей вызывает у ребенка чувство признательности к бабушке.
Педагог продолжает воспитывать у детей отзывчивость, добиваясь, чтобы они проявляли ее по собственной инициативе.
На первых порах взрослый по-прежнему использует свое общение с малышами (совместная стирка кукольного белья, уборка групповой комнаты и участка, уход за птичкой и т. д.), чтобы показать пример доброжелательности, внимательности. Воспитатель делает это естественно и эмоционально, вызывая желание подражать. Позднее, при организации совместной деятельности, он побуждает детей оказывать помощь друг другу, радоваться успехам товарищей, делиться впечатлениями.
Важно поддерживать и углублять добрые чувства к сверстникам путем создания в группе постоянной атмосферы доброжелательности. Хорошо использовать п р и е м привлечения внимания к самочувствию других детей и взрослых: «Не шумите, разговаривайте тише. У нашей Татьяны Ивановны (няни) болит голова». Наташе перевязали палец. Саша, заметив это, заглядывает ей в глаза и спрашивает: «Больно?» Затем, желая выразить сочувствие, гладит ей руку. Воспитатель поощряет: «Какой добрый у нас Саша. Он хорошо сделал, что пожалел Наташу: ведь ей больно!»
Так, если кто-нибудь из ребят заболел, не ходит в детский сад, надо послать ему игрушку, рисунок, книгу, позвонить по телефону, узнать, как он себя чувствует. Каждый ребенок испытывает это внимание на себе и охотно проявляет его по отношению к другим.
Образное слово, стихотворение, используемое воспитателем при общении с детьми и сказанное в подходящий момент, оказывается сильным средством воспитания гуманных чувств к сверстникам и взрослым.
Плодотворная работа с маленькими детьми по нравственному воспитанию в бытовой повседневной деятельности, как и на предыдущей ступени, немыслима без чуткого и внимательного подхода к ним, без понимания их потребностей, интересов, желаний.

Галина Роганова

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Развитие трудовой деятельности;

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам;

3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни

каждого человека.

Направления трудовой деятельности:

Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе.

Методы и приёмы: показ; напоминание; помощь; совместные действия; поручения, чтение художественной литературы; дидактические игры.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Задачи:

1. Развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой

последовательности.

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой

помощи взрослых, оказывать посильную помощь товарищу.

Знакомство с алгоритмами умывания, одевания; дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Непослушные шнурочки»; логоритмическое упражнение «Зайка белый умывается»; чтение художественной литературы.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

Задачи:

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

2. Со второй половины года начинать формировать умения, необходимые при дежурстве по

столовой.

Знакомство с одеждой дежурных; дидактическая игра «Напоим куклу чаем»; наблюдения за трудом помощника воспитателя; напоминания «Ложку надо положить справа»; уточнения «Где твоя правая рука?»; поручения «Помоги разложить кисточки для рисования», «Почисти доски после лепки», «Убери игрушки на место», «Принеси, пожалуйста, книгу» и т. п.

ТРУД В ПРИРОДЕ

Задачи:

1. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы и на участке;

2. Приучать с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения, растения на

грядках и в цветнике, расчищать дорожки от снега, соблюдать чистоту на участке детского

Показ «Посмотри, как надо держать лейку, чтобы водичка не брызгала по сторонам, а лилась под корень», «Научим собачку правильно держать лопатку»; совместная деятельность «Давай протрём листики от пыли, чтобы они дышали; помощь «Давай я тебе помогу»; поручения «Собери опавшие ветки»; наблюдения за трудом дворника.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Консультации: «Надо ли приучать детей трудиться»,

2. «Кто убирает дома игрушки», «Какие поручения у ребёнка дома?»

4. Индивидуальные беседы о развитии самостоятельности у детей, о проблемах с приёмом пищи,

о соблюдении правил гигиены, об одевании и раздевании.

7. Раскладушка: «Не мешайте мне трудиться!»,

8. Статья: «Это великое Я - САМ!».

Оксана Рамусь
Перспективный план трудовой деятельности в первой младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад для детей раннего возраста № 1

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

трудовой деятельности

1 младшая группа

Подготовила : Рамусь О. А.

Армавир 2016

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» .

Содержание данной программы направлено на реализацию цели развития любознательности к , поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании. Данный раздел программы наиболее тесно интегрируется с образовательными областями : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитием» , «Речевое развитием» . Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых , и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Развитие мелкой моторики, самостоятельность в самообслуживании благоприятны для укрепления физического и психического здоровья детей, а формирование умения правильно обращаться с предметами и материалами - для реализации цели безопасного поведения. Содержание планирования представлено 3 взаимосвязанными разделами : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд , труд детей в природе . Для успешного освоения детьми трудовой деятельности педагоги организуют совместную образовательную деятельность взрослых и детей , ежедневную самостоятельную деятельность детей , а также данная область реализуется через режимные моменты

Цель : формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи трудового воспитания

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчёркивать значимость результатов их труда .

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

4. Приобщать детей к самообслуживанию.

Перспективный план трудовой деятельности

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Игра «Мы пришли умыться»

Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи, водица,

Мы пришли умыться

Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки; проявлять аккуратность .

Цель : Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность

Хозяйственно-бытовой труд

Беседа «Всему свое место»

Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

Труд в природе

Привлечь детей к поливу клумбы

(под руководством воспитателя поливать растения) .

Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять трудовые действия ; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность. Лейки

Хозяйственно-бытовой труд

«Помоги кукле Тане накрыть на стол» . Развивать элементарные трудовые умения и навыки ; помогать няне накрывать на столы . Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой . Развивать стремление труда

Самообслуживание в процессе умывания

Упражнение «Закатаем рукава»

Руки надо чисто мыть

Рукава нельзя мочить

Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность, спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку» . Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность

Хозяйственно-бытовой труд

Игра «Убери мусор в корзину Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок

Корзина для мусора

Труд в природе

Полив комнатных растений

Учить детей правильно поливать растения (под листья) ; воспитывать желание ухаживать за растениями лейки

Хозяйственно-бытовой труд

Привлечение детей к помощи воспитателю

(подготовка к НОД) Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность Дощечки для лепки

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Упражнение «Выверни колготки»

Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Разыгрывание игровой ситуации

«Расскажи мишке зачем надо завертывать рукава» . Учить детей завертывать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

Хозяйственно-бытовой труд

Упражнение «Расставим стулья»

Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду

Труд в природе

Опрыскивание растений водой

Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе

Опрыскиватели

Ознакомление с трудом взрослых .

Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке) . Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых .

Воспитывать уважение к труду взрослых , результа-там их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым

Самообслуживание в процессе умывания.

Дидактическая игра «Умой куклу Таню» Учить детей порядку умывания; спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого

Труд в природе

Посадка лука

Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду

Луковицы,

ящики с землей

Ознакомление с трудом взрослых

Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол) . Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Воспитывать уважение к труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.

(Раскладывать книжки) Закреплять знания детей о том, где лежат книги.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться . Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке

Самообслуживание в процессе умывания

Учить пользоваться мылом . Учить спокойно вести се-бя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

2 неделя Хозяйственно-бытовой труд

Помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки) Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается) . Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми , испытывая удовлетворение от сов-местного труда .

3 неделя Труд в природе

Помыть листья фикуса

Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям

Салфетки

4 неделя Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом .

Расставлять игрушки. Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

1 неделя Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Игра «Одежкин домик»

Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку

Самообслуживание в процессе

умывания

Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате» Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать) . Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

Кукла Катя

Труд в природе

Подкармливание птиц Учить готовить корм для птиц : измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.

трудиться на общую пользу , наблюдательность. Хлеб

Кормушки для птиц

Хозяйственно-бытовой труд

Расчищать дорожку от снега (небольшой отрезок) . Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки ра-боты с лопатами.

Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку.

Ознакомление с трудом взрослых

Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост, закапывает капли в нос). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Дать конкретные представления труде взрослых , общественной значимости труда .

Закреплять представления о трудовых действиях труда труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

Самообслуживание в процессе умывания

«Вытрим личико» Учить (полотенце) .

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Дидактическая игра «Шнуровка» .

Учить, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого

Хозяйственно-бытовой труд

Расставлять стулья (в групповой комнате , в зале. Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно , трудиться рядом , общаться в процессе деятельности , действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.

Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь

Труд в природе

Под руководством вос-питателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю) .

Закреплять представления об уходе за растениями.

Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу , проявлять в работе старание и аккуратность.

Ознакомление с трудом взрослых

Экскурсия в прачечную

наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Дать конкретные представления о труде взрослых , общественной значимости труда .

Закреплять представления о трудовых действиях , совершаемых взрослыми, о результатах их труда , об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отра-жать полученные впечат-ления

Самообслуживание в процессе умывания.

Чтение потешки «Водичка, водичка…» Учить : мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце) .

Самообслуживание в процессе одевания

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом

Собирать игрушки перед уходом с прогулки Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневном труду , желание принимать в нем участие; желание трудиться

Труд в природе

Полив комнатных растений

Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям

Хозяйственно-бытовой труд

Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию Продолжать правильно расставлять на столах подставки для карандашей Подставки для карандашей

Самообслуживание в процессе умывания

Учить своевременно пользоваться носовым платком. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок) ;

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Закреплять умение детей снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и ус-транять его с небольшой помощью взрослого; бе-режное отношение к ве-щам, самостоятельность

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом .

Собирать мусор. Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу ; стремление добиваться результата в труде , имеющем значение для окружающих.

Труд в природе

Помогать воспитателю поливать цветник, огород. Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно) . Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу . Лейки

Хозяйственно-бытовой труд

Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы)

Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым

error: