Чтобы ответить на вопрос что такое маркетинг, нужно сначала сказать чем маркетинг не является.
Во-первых маркетинг это не различные фишечки и креатив. Это не маркетинг ровно на столько же, на сколько и слепое копирование чужого опыта.
Во-вторых маркетинг это не рассылки поздравлений на день рождения и не подарки.
В-третьих принято считать что маркетинг = продвижение. И это самое распространенное и самое большое заблуждение. Продвижение это лишь одна из множества функций маркетинга.
Задачи маркетинга
Для любой компании настоящий маркетинг решает задачи связанные с генерацией и управления прибылью. Существует 5 функций которыми управляет маркетинг, так называемый маркетинг микс 5P. Product, People, Price, Place, Promotion, который пришла на замену устаревающей модели 4P.
5 функций маркетинга. Маркетинг микс 5P.
Product / Продукт. Маркетинг решает каким должен быть ваш продукт или услуга. Маркетинг всегда начинается с продукта. Какой формы, цвета, из чего должен состоять продукт или услуга и чего в продукте быть не должно. Как долго должна длиться услуга, и из каких этапов она состоит. Чтобы ответить на эти вопросы, в рамках маркетинга проводятся различного рода исследования. В конце концов маркетинг решает быть продукту или умереть.
Price / Цена. Одна из важнейших функций маркетинга — ценообразование. Определение цены очень важный момент, ведь рост стоимости продукта на 1% для среднестатистической российской компании увеличивает операционную прибыль компании на 11%. Работа над стоимостью товара или услуги является самым эффективным инструментом увеличения прибыли.
Place / Место. Маркетинг определяет какие каналы сбыта использовать и определяет все тонкости и настройки каналов сбыта. Например для оффлайн каналов, маркетинг определяет: выкладку товара, количество персонала и его поведение, освещение, прикассовые запахи, звуки т.д. Для онлайн каналов маркетинг будет отвечать за электронную коммерцию, юзабилити веб-ресурсов, управление ассортиментной матрицей и т.п.
People / Люди. Маркетинг решает кто ваш клиент и кто точно им не является. На какие сегменты аудитории ориентировать ваш продукт и на кого нацелить рекламный источник, чтобы получить максимальный эффект. На каких клиентов тратить больше времени, а на каких меньше.
Promotion / Продвижение. Маркетинг определяет инструменты продвижения и грамотно комбинирует их для достижения прогнозируемых и желаемых KPI. Маркетинг отслеживает эффективность каждого рекламного канала и управляет рекламным бюджетом компании. Грамотный маркетинг экономит огромные деньги компании, перекладывая бюджет из неэффективных каналов в эффективные.
Маркетинг и все 5 его функций нацелены на максимизацию прибыли компании. Такая постановка вопроса нравиться владельцам бизнеса, но вызывает недоумение. Как маркетинг может отвечать за расходную часть бизнеса?
Как маркетинг может управлять прибылью.
В рамках маркетинга проводится функционально-стоимостный анализ продукта. По результатам анализа, определяется на что должны и на что не должны тратиться деньги компании в процессе создания продукта или услуги.
Маркетинг прогнозирует объем продаж и оборачиваемость продукта. Т.е. определяет скорость его убытия со склада в адрес конечных покупателей. В результате позволяя не перепроизводить продукт, чтобы тот не залеживался на складе, тем самым сохраняя бюджет для других более важных на текущий момент нужд компании.
Маркетинг отвечает за оптимизацию издержек на привлечение и удержание клиентов. Хороший маркетолог знает эти объемы издержек и стремиться либо сокращать их, либо повышать отдачу от подобных инвестиций.
Заключение
Цель маркетинга — это увеличение прибыли компании. В ходе маркетинговой деятельности становится лучше сам продукт и в результате продукт становиться проще продавать. Среда вокруг продукта также становиться более благоприятной к покупке. Аудитория становиться более расположена к бренду и вашему предложению, а аудитории становиться гораздо проще приобрести продукт компании.
Подводя итоги можно сказать, что ключевая задача маркетинга — сделать усилия на продажи ненужными.
Хороший маркетинг превращает отдел продаж в отдел отгрузок и отдел работы надудовлетворенностью клиентов.