План проведения утренника в детском саду. Организация и проведение утренников в детском саду

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя, родителей и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Изучая опыт работы детских садов по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником.

Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - работа с родителями.

VI этап - проведение праздника.

VII этап - подведение итогов.

VIII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

II. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника.

Сценарии разрабатываются педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным работником. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т.д. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала.

Сценарий праздничного утренника отражает его основную идею, которая будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Требования к сценарию:

  • - строгая логичность построения и развития темы;
  • - законченность каждого эпизода;
  • - органическая связь эпизодов;
  • - нарастание действия в его движении к кульминации.

III. Этап подготовки детей к празднику. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.

Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет стремиться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев специалистами: музыкальным руководителем; хореографом; инструктором по физической культуре; психологом и др. Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей. Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

  • - над выразительным прочтением стихов;
  • - по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;
  • - над образом;
  • - над отдельными эпизодами.

Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса. В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

На данном этапе продолжается работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.

V. Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей.

Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

  • - воспитатель дает необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности;
  • - обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;
  • - родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;
  • - активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;
  • - родители могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверить, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих или песню;
  • - участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.

Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на собрании группы, родители активно участвующие в подготовке праздников награждаются дипломами.

VI. Этап - проведение праздника. Это самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VII этап - это подведение итогов. Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. При помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано.

VIII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. Их желательно поместить на стенд для родителей. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей.

Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнением и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.

При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:

  • - отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
  • - развивать художественно-эстетический вкус;
  • - создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно, двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике.

Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего, от которого во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике. творческий музыкальный дошкольный праздник

Детям необходимо знать некоторые из них:

  • - говорить не громко (не кричать);
  • - ходить спокойно (не бегать);
  • - помнить для чего мы находимся в зале;
  • - смело показывать свои способности;
  • - заботиться друг о друге (не обижать);
  • - помогать друг другу (не смеяться);
  • - внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому)

Главное требование к любому празднику - активное участие в нем каждого ребенка. Содержанием праздника являются те знания, умения и навыки, которые дети приобрели в детском саду. Поэтому, чем содержательнее и разностороннее ведется воспитательно-образовательная работа на занятиях и вне их, тем глубже, плодотворнее будет воздействие праздника на чувства и мысли детей, на их творческие проявления.

Длительность утренника - 45-50 минут (в старших), 35-40 минут (в младших группах). Превышать ее не имеет смысла: на 12-14-й минуте малыши и на 25-30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений; 3-4 стихотворения, столько же поговорок и пословиц, 1-2 небольших рассказа, исполнение 2-3 мелодий на детских музыкальных инструментах или произведений для слушания, 2-3 хоровые песни и 1-2 в исполнении соло или ансамбля, 1-2 игры, столько же танцев или хороводов. Соотношение видов выступлений может быть изменено, но общую сумму их превышать не следует.

Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых.

Они могут показать сценку кукольного театра, разыграть сказку, инсценировать рассказ или стихотворение, спеть в ансамбле или соло песню, исполнить музыкальную пьесу на каком-либо музыкальном инструменте, показать интересный фокус и др. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданные и сюрпризы. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.

В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из-за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

  • - деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
  • - деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
  • - организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;
  • - праздничное оформление зала.

Итак, праздники в детском саду - важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду.

Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником .

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника .

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы "привязать" к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

Татьяна Демьяненко
Экскурс в методику проведения праздников и развлечений в детском саду

В дошкольном учреждении ежегодно составляется перспективный план проведения праздников и развлечений . Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно-эстетического воспитания.

Многообразие форм и видов развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада . Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы.

Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.

Действие сценария должно подчиняться следующим требованиям :

1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

2. Действие развивается по нарастающей линии. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым : это ведет к снижению внимания.

3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.

4. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария.

5. Заключительная часть (финал) - это проявление активности всех участников.

В хорошо составленной программе сценария правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца - смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят, после подвижных видов не должно быть пения. Нужно следить, чтобы дети долго не сидели на стульях.

Задолго до праздника на педагогическом совете вместе с заведующей детским садом , воспитателями и музыкальным руководителем обсуждается сценарий, а также ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением праздничных дней : планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и послепраздничные дни , программу утренника, проекты украшения групповых комнат, зала, вестибюля, участка, эскизы атрибутов и костюмов для шествия, плясок, инсценировок, подарки для детей, план новой экспозиции на выставке для родителей, план уборки помещений, распределение обязанностей. В процессе обсуждения в программу вносятся поправки и изменения. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

Отбирая музыкальный материал для праздничной программы , следует правильно учитывать возможности детей.

Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Они превращают утренник в калейдоскоп сменяющих друг друга номеров, подчас плохо связанных с общей идеей праздника . Такая программа создает атмосферу напряженности и приводит к быстрому утомлению как исполнителей, так и зрителей. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе . Растянутость выступлений,

слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Длительность утренника - 45-50 минут (в старших, 35-40 минут (в младших группах) . Превышать ее не имеет смысла : на 12-14-й минуте малыши и на 25-30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений :

Младшая группа :

2 танца общих;

1 игра общая;

аттракционы.

2 стихотворения индивидуальных.

Средняя группа :

2 песни общие

1 ансамбль;

2 танца общих

1 танец для девочек;

аттракционы;

4 стихаотв. индивидуальных.

3. Старшая группа :

песни : 1 общая в начале утренника, 1 в середине общая + 1 ансамбль или соло;

танцы : 1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный; Игра музыкальная;

аттракционы.

6 стихотв. индивидуальных

4. подготовительная к школе гр.:

Песни - песни - 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль;

танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых;

музыкальный игры - 2;

стихи индивидуальные - 8.

Конечно же, если дети способные, то и репертуар стараешься немного расширить. Не забывайте, что в каждом утреннике плюс еще и сказочка или инсценировка с участием детей. Главное, чтобы у детей, на протяжении всего праздника , "НЕ ПОТУХЛИ ГЛАЗКИ". Вот для этого мы с вами и призваны всё просчитывать : репертуар, переодевание.

В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу . Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз) .

Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атрибуты, находящиеся у них в руках : флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.

Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей - все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.

На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры , пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.

Главное требование к любому празднику - активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику , не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Труд детей, занимающий достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада , накануне праздника приобретает особое значение. Педагоги включают в план воспитательной работы занятия, на которых совместно с детьми мастерят поделки и украшения для игр, танцев и хороводов (звездочки, цветы, значки, флажки, ленточки, веточки и др.) . Сделанные собственными руками, эти поделки и украшения дороги детям. С большой радостью они играют и танцуют с ними на празднике , а потом берегут их, используют в послепраздничных играх . Заведующий детским садом ежедневно проверяет ход подготовительной работы, помогает коллективу. Только такая четкая организация дает возможность своевременно и спокойно подготовиться к празднику .

Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданны и сюрпризны. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.

В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из-за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты.

Родители – желанные гости на празднике . Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий»

Утренник в детском саду – это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе : насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Праздник в детском саду – это , прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада : воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело ! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего, его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника . Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирают после своего утренника все атрибуты.

Не оставляйте без внимания и внешний вид ведущего. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными , но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки» .

Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их , иначе на празднике может случиться , что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них :

Говорить не громко (не кричать) ;

Ходить спокойно (не бегать) ;

Помнить для чего мы находимся в зале;

Смело показывать свои способности;

Заботиться друг о друге (не обижать) ;

Помогать друг другу (не смеяться) ;

Внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому) ;

Не отвлекаться на родителей.

Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь : мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников .

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом . Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка : покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.

Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей.

В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника , лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации.

Проходит обсуждение утренника и среди педагогов.

Удачно ли он был построен утренник?

Как ведущая справилась со своей ответственной ролью : как вела праздник (живо, интересно) ; видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.) . Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.

Как музыкальный руководитель справился со своей главной задачей - подбором праздничной музыки и ее исполнением.

Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации.

Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей детей.

В чем проявилось творческое развитие детей .

Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей) . Что детям особенно понравилось.

Как реагировали они на выступления взрослых.

Длительность праздника . Не наблюдались ли признаки переутомления детей.

Музыкальные развлечения проводятся 2раза в месяц . Целесообразно развлечения проводить во второй половине дня и желательно выбрать определенный день недели. Вокруг этого дня всегда должна царить таинственность и ощущение настоящего сюрприза.

Виды и формы развлечений

Виды их зависят от характера участия в них детей :

развлечения , где дети выступают в роли слушателей или зрителей;

где дети сами активные участники и исполнители

участие принимают и взрослые, и дети.

Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности.

Концерты

Музыкально-литературные композиции,

Музыкальные игры и игры-забавы

Новая игрушка - это развлечение для младших групп .

Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол

Театр игрушек, кукол и картинок

Танцевальные и оперные миниатюры

Аттракционы, соревнования

Литература

1. Методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. пособ. для уч-щ /Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1989.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду . - М. ,1981

3. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986

4. Щенникова В. Н. Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии творческой активности детей // Художественное творчество в детском саду . - М., 1974

Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду».

Автор: Короткова Ирина Евгеньевна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 "Машенька"


Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.
Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь.

Праздник – это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны, развивают творчество, эстетические и нравственные качества. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть.
Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности.
Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть их достижения: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.
Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на муз. занятиях работают исключительно над образом и их характером, проводят экскурсии; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.
За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, думают о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем – но по необходимости.
Подготовку к празднику музыкальный руководитель начинает с разработки сценария, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, тщательного отбора подлинно художественных музыкальных произведений и музыкального оформления.
Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам. В этом случае более способные дети находятся в лучших условиях: им поручают наиболее ответственные номера, и они успешно, конечно не без помощи педагогов и родителей, с ними справляются. Труднее обеспечить участие в празднике тех детей, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей. Однако, и они должны выступить, пусть с более легким, но интересным для них заданием – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Главное, чтобы ребенок не почувствовал обидной снисходительности, недоверия к его возможностям.
Родители, доверяя детскому саду своего ребенка, надеются, что каждый из них получит всестороннее воспитание и развитие. Поведение, и отношение к саду самих родителей – это отдельная тема для разговора.
Поэтому так важно участие в празднике каждого ребенка. Он должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе веселых и дружных сверстников, радоваться вместе со всеми.
Деятельность воспитателя при подготовке и непосредственно на празднике очень разнообразна и ответственна. Правильно то, что праздник – дело общее. Но для того, чтобы вместе хорошо сделать любое дело, надо иметь единомышленников. В первую очередь, в лице воспитателей, желающих устраивать праздник, дарить детям радость. Ведущий…
Да, ведущий – это душа праздника, это, можно сказать – половина его успеха. Он обязательно должен иметь пространство для импровизации, непосредственного реагирования на ситуации. Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать (а не читать) сценарий праздника, но и уметь «заполнять собой» возникшие паузы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов.
Утренник должен проходить в хорошем темпе. Растянутость выступлений, паузы – расхолаживают детей, утомляют, нарушают единую линию эмоционально-физической нагрузки.
Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрослых, их степень ответственности к подготовке, не за неделю до праздника, а с момента получения на руки сценария. При обсуждении сценария и определяется роль каждого воспитателя, его обязанности, и, подключение всего коллектива педагогов.
Методисты и заведующие детских садов могут, а иногда и обязаны напомнить своим резко несогласным с таким подходом сотрудникам, что предмет «Основы музыкального воспитания» обязательно читают всем будущим воспитателям. Так что у них для успешной работы по подготовке праздников есть по крайней мере теоретическая база. А самое главное: читают этот предмет для того, чтобы его знание применялось на практике для пользы общего дела!
И не много у нас в детских садах таких артистичных, умелых, талантливых, способных сыграть эту роль. Есть конечно, есть среди воспитателей добрые, умные, одаренные люди, но, к сожалению, остаётся все меньше и меньше тех, кто готов за минимальную плату нести максимальные нагрузки. И закономерно звучит вопрос: «Почему опять я? Мне что, больше платят?». А разве не знакома такая ситуация, когда буквально накануне праздника музыкальному руководителю сообщают, что ведущая уходит на больничный по нездоровью личному или по уходу за ребенком? И мечется бедный музыкальный руководитель (почему-то именно он) в поисках новой ведущей, Лешего, Бабы Яги и т. д. Ситуация, когда неизвестно не только то, кто будет вести праздник, а вообще кто будет работать с детьми в день его проведения, тоже не редкость. Поэтому ответственность за исход праздника лежит на всех, без исключения членах педагогического коллектива.
А теперь- конкретно о подготовке к празднику.
1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.
2. Распределением стихов руководит воспитатель, т. к. он знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.
3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Они могут поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или делают сами.
4. Еще раз подчеркнем, что Ведущий должен очень хорошо знать весь ход праздника, знать все стихи детей, и кто конкретно из детей их читает.
Воспитатели, наравне с детьми, должны хорошо знать тексты песен и танцы.
Во время праздника Ведущий озвучивает не только тот текст, который дан в сценарии, но и своими словами, по мере возникшей необходимости, должен обыгрывать ситуации.
5. Лишь только тогда, когда выучены тексты и роли, переходим к этапу отработки образов и характеров, моменты входа и выхода и других нюансов.
6. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.
7. О родителях. Иногда на праздниках происходят непредвиденные ситуации. Родители в своем порыве забывают, что это не семейный праздник и не праздник, устроенный массовиками-затейниками, и идут через зал поправить своему ребенку костюм или прическу, или просто фотографировать детей. Во избежание этого, надо на каждом родительском собрании корректно, но строго напоминать им, что праздник – для детей и фотографировать надо со своего места или после праздника, отключать мобильные телефоны и что абсолютно недопустимо – разговаривать по телефону во время утренника. Ведь дети готовились к этому мероприятию и считают себя почти артистами, так надо научиться уважать своих детей.
И еще… По окончании праздника недопустимо делать вид, что ничего не произошло. Ведь зачастую администрация и коллеги, присутствующие на празднике, молча встают и расходятся по своим рабочим местам. Но ведь каждый педагог знает, сколько усилий стоит проведение открытого занятия (т. е. с присутствием посторонних, и каждый ждет оценки своего труда. А праздник – разве не открытое занятие, только более масштабное, на котором присутствуют родители, коллеги-педагоги, администрация детского сада?
Любому, и ведущему, и музыкальному руководителю, и актерам приятно услышать слова признательности и благодарности за работу, тем более, если она выполнена успешно. Ну, а если были ошибки, тоже ничего страшного, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, главное, чтобы они были учтены и не повторялись впредь.
И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов.

Методика проведения детских праздников

    Классификация праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздник.

Праздники бывают разных видов:

1. Общественные: 8 Марта, Праздник Победы.

2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник.

3. Сезонные: проводы Зимы, День птиц, летний праздник

1. Общественные праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с красными флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводом.

Детские выступления перемежаются играми- аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требует предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности.

Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствие взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

3. Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественных своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полных волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.

3. Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т.д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшение в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т.д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами.

Главное цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя. (1/2)

Отмечая с детьми общенародные праздники (Новый Год, 8 Марта,1 мая, День Победы, осенние и летние праздники). У детей воспитывается чувство сопричастности к всенародным торжеством, дети привлекаются к подготовке к празднику, оформлено праздничного убранства детского сада, изготовлению сувениров, подарков.

Интересной формой работы стало проведение музыкальных развлечений для детей.

Детям организовывают представление кукольного театра, самодельные концерты самих детей, слушание музыки, сказок, просмотр видеофильмов детской тематики, мультипликационных фильмов и др.

Все дети принимают активное участие в развлечениях, учатся доброжелательности и умению самостоятельно оценить действие персонажей.

    Подготовка и организация праздника в детском саду. Основные этапы работы

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

    Требования к организации и проведению праздников

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнением и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.

Выбирается ведущий праздника. Роль ведущего очень ответственная - это лицо, которое руководит праздником.

Следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего на празднике.

Праздники для детей младшей и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длиться дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп включаются так же песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-40 минут, для старших 45-50 минут.

Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие - и во вторую половину дня, но не позднее. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы. При этом у них воспитываются выдержка. Умение, закрепление ряд навыков.

Песни, игры, танцы даются детям на обычных музыкальных занятиях за месяц - полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в праздничную программу. Сюрпризные номера готовятся с детьми значительно ближе к празднику.

В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой.

Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей - зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими.

Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, их элементы, атрибуты).

Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений.

Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

Художественному слову на празднике отводят значительное место. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы.

Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т.д.) приглашать на праздник.

Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем празднике, уточняется представление и впечатление о нем Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано

error: