Применение здоровьесберегающих технологий в ясельной группе. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста

Анна Гутор
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников . Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии .

Технологии сохранения и стимулирования здоровья . Пальчиковая гимнастика :проводится индивидуально, либо с подгруппой детей . Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции.

Например : пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» .Подвижные игры :

используются непосредственно в течение всего дня. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолёты» , в которой дети выполняют три действия – «заводят мотор» , «летят» , «приземляются» . К концу года игры более сложные. Например, игра «Курочка-хохлатка» , в которой правила усложняются, роль курочки, и кошки уже могут брать на себя детки. Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения. Например, «Солнышко и дождик» .Игра в раннем возрасте помогает :

1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения ;

3) наладить контакт между взрослыми и детьми;

4) развить ловкость и координацию движений.

Игры с ходьбой : «Принеси предмет» , «Поезд» .Игры с бегом : «Самолеты» .

Русская народная игра «Зайка» .

На все слова игры имитируются движения вместе с детьми. Детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, поэтому широко используется индивидуальный подход, словесное поощрение малыша,игровые упражнения. Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения, как : «Побежим тихо как мышата» , «Пройдём тихо как котята» . Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как : «Собачки догоняют мяч» , «Пролезь в воротца» . Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами. Например : «Перебрось мяч через заборчик» , «Мячик катится с горки» .В первой младшей группе появляется новое основное движение – прыжки на двух ногах. Игровые упражнения, такие как «Прыгаем как мячики» , «Скачет зайка по дорожке» .Игры по сенсорному развитию :Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

На это направлены игры : «Чудесный мешочек» (изучение формы, размера, «Собери шишки в корзинку» (количество) .Пробуждающая гимнастика : Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.

Например : игра «Мы проснулись» ,«Веселые ручки» ,«Резвые ножки» . Дыхательная гимнастика :Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара, «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки. Технологии обучения здоровому образу жизни . Утренняя гимнастика : Способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости.

Физкультминутка : Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений.

Прогулка : является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья , профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей. Задачи прогулки :

Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.

Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным городом, селом, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу, городу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности : игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки.

Структура прогулки.

1. Наблюдение.

2. Двигательная активность : подвижные игры, упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей , с подгруппами , а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры :

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами : кегли, мячи т. д. ;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, больницу и т. д.) . Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, рисовать на нем палочками, делать из него разные сооружения.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы :

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

Сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей : активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Балакина Ирина Николаевна
Комплексное занятие по здоровьесбережению в группе раннего возраста «Сказочное путешествие»

Комплексное занятие по здоровьесбережению «В поход за Колобком» в группе раннего возраста

воспитатель Балакина И. Н Цель : Приобщение детей к здоровому образу жизни путем использования

здоровьесберегающих технологий . Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством игры

Задачи : Формировать у детей потребности к здоровому образу жизни . Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, дыхание, мыслительную активность, сообразительность, воображение. Формировать умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Развивать двигательные навыки и физические качества : равновесие, гибкость, прыгучесть, ловкость. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость с помощью народной сказки , чувство коллективизма и взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

Способы достижения : Здоровьесберегающие технологии : пальчиковые игры, самомассаж, игры на дыхание, подвижные игры.

Предварительная работа : Знакомство с русской народной сказкой «Колобок» , рассматривание иллюстраций по сказке , лепка колобка из пластилина.

Материал : Куклы Би-ба-бо, коробка с отверстиями для морковки (огород, морковка из ткани, корзина, платочки, запись музыки, прищепки (колючки, Су-джок, дуги (поваленные деревья, корзина с шариками (малина, коктейльные трубочки, ветерок (подвешенные пчелки на ниточках, чай из шиповника.

Ход занятия:

Воспитатель. - Ребята, скажите, вы знаете сказку «Колобок» ? Какие там были герои? Вы хотите попасть в эту сказку ? А помните, что случилось с Колобком? А наша сказка будет добрая , все звери в ней будут добрые. Ну, что, начинаем?

Жили - были дед и баба (показ кукол)

Попросил дед бабку испечь колобок. Замесила бабка тесто … Воспитатель. Ребята, да ведь мы тоже умеем месить тесто. Покажем, как месят тесто?

Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»

Быстро тесто замесили (сжимаем и разжимаем кулачки)

На кусочки разделили (ладонью рубим по ручкам)

Раскатали все кусочки (трем ладошка о ладошку)

И слепили колобочки. (показываем два кулачка)

Бабка тесто замесила. В печь его поставила, там его оставила.

Вышел он румян, пригож и на солнышко похож…. (показать Колобка) Поставила бабка его на окошко. Надоело там лежать, захотел он убежать.

Пришла бабка, а Колобка нет, заплакала она горькими слезами.

-Бабка : - Как же мне найти Колобка? Ребята, поможете мне?

Воспитатель. - Конечно, поможем, бабушка, отыщем тебе Колобка.

Давайте все вместе найдем его и вернем бабушке и дедушке. И так, нам нужно отправиться… куда? (ответы детей - в лес)

Правильно, поедем в лес на паровозике, искать Колобка.

Игра «Машина»

Воспитатель. - Ой! Ребята, смотрите, мы к зайчику пришли. (показ куклы) . Давайте поздороваемся и спросим у зайчика , не видел ли он Колобка. (дети спрашивают)

Зайчик : Нет, ребятки, не видел я Колобка, посмотрите какой у меня огород. Морковку посадить нужно, а помочь мне некому» Воспитатель. Ребята, поможем зайчику посадить морковку? Давайте работать будем в паре, сажать по 1 морковке.

Игра «Посади морковку» Воспитатель. Зайчик очень рад, прыгает, веселится, и нас приглашает повеселиться вместе с ним.

Танец под музыку Воспитатель. - Теперь попрощаемся с зайчиком и отправимся дальше.

Вот на пути у нас волк. (показ куклы) А волк рычит почему-то так громко. Он залез в колючие кусты, нацепил там много колючек и теперь не может избавиться от них. Давайте, поможем снять с него колючки.

Игра «Сними колючки» (дети снимают с волка колючки-прищепки) Воспитатель. - Волк, у нас есть колючки-ежики, которые колются не больно, а просто щекотно. Мы тебе их сейчас покажем.

Игра «Су-джок» Волк наш с ежиком играет, между лап его катает. И волчата все хохочут, ежик лапы им щекочет. Колется не больно, малыши довольны. Воспитатель. -Ребята, подарим наши колючки волку, чтобы ему не было скучно, попрощаемся и отправимся дальше. Воспитатель. Ребята, здесь так много поваленных деревьев. Как вы думаете, мы сможем преодолеть это препятствие?

Игра «Пройдем через препятствия» (подлезание под дуги)

Воспитатель. - Препятствие мы преодолели и попали к Медведю. (показ куклы) . Воспитатель. Давайте у медведя спросим, не видел ли он Колобка? (здороваются , спрашивают)

Медведь : - Нет, ребята, не видел я Колобка, занят очень , собираю малину. Может вы, мне поможете собрать малинку?». Воспитатель. Ребята, поможем медведю собрать малинку?

Игра «Собери малину» (собрать шарики в корзину) . Воспитатель. - Вот сколько малины мы собрали, теперь наш Мишка будет доволен. Попрощаемся с Мишкой и отправимся дальше.

Смотрите, а тут нора какая-то, кто же там живет? (лисичка, показ куклы)

Воспитатель. - Здравствуй, лисичка, а ты Колобка не видела?

Лиса : «Колобок у меня в гостях, мы с ним играем в интересную игру. Заходите и вы к нам в гости, поиграйте с нами, веселее будет. У нас есть вот такие трубочки, мы можем из них делать ветерок, присоединяйтесь к нам»

Игра «Ветерок» (дети дуют на ветерок через трубочки)

Воспитатель. - Колобок, в гостях хорошо, а дома лучше. Собирайся домой, бабушка с дедушкой плачут, нас за тобой послали, садись в паровозик вместе с нами, поедем к бабушке с дедушкой.

Игра «Машина»

Воспитатель. Вот мы и приехали. (отдают Колобка)

Бабка : «Ребята, спасибо вам большое, угощу вас пирогами.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в группе раннего возраста «Сказочное путешествие» Программные задачи: Воспитательные:1. Формировать интерес к художественному слову. Развивать желание играть вместе и самостоятельно. Воспитывать.

Итоговое занятие во второй группе раннего возраста № 1 «Путешествие на весеннюю полянку» Подготовила: воспитатель Кривоножкина.

Комплексное занятие по теме «Огород» для воспитанников раннего возраста составила воспитатель ГБДОУ д/с № 3 Петроградского района г. Санкт-Петербург.

Комплексное занятие по развитию речи и лепке в группе раннего возраста «Колобок» Программное содержание: Способствовать развитию речевой речи ребенка, Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать творческие способности.

Тема: «Красивая погремушка». Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

ГКУЗ МО «Видновский специализированный дом ребёнка»

Статья "Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми раннего возраста"

Подготовила:

воспитатель ГКУЗ МО «ВСДР»

Воробьева Татьяна Николаевна

г.Видное, 2017 год

Приоритетной задачей современного дошкольного образования - является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО.

В связи с этим перед педагогами образовательного учреждения остро встаёт проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Особенно актуальной является проблема развития мелкой моторики рук, как одного из направлений общего физического развития ребенка раннего дошкольного возраста.

Учитывая особенности организации педагогического процесса в группе для детей раннего возраста, с целью сохранения, укрепления здоровья воспитанников и реализации работы с мелкой моторикой, считаются необходимо создать условия для реализации двигательной активности детей. Для решения данной проблемы выделила два основных направления в своей работе:

  1. Непосредственное взаимодействие с детьми
  2. Преобразование предметно-развивающего пространства группы.

Для решения поставленной задачи в своей работе использую:

1. Комплекс пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время педагогами наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей в раннем возрасте, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Поэтому мы ввели в комплекс утренней гимнастики элементы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.

2. Игры с предметами, развивающие мелкую моторику рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов. Так же для игр использую игру сделанные своими руками: пуговицы, пробки, прищепки.

3. Предметно-развивающая среда. Не маловажным является и предметно-развивающая среда, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста. С целью развития мелкой моторики рук в доме ребенка создан центр сенсорного развития, где представлены нанизывающие игры, игры-вкладыши, игры из нетрадиционного материала (пано для застегивания пуговиц, игры с прищепками, игры с пробками, коробочку и баночки разной величины, мозаики, музыкальные коврики).

Таким образом, рациональное использование игр на развитие мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста способствует общему и речевому развитию детей дошкольного возраста, как одного из направлений физического развития дошкольника.

Список используемой литературы.

  1. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013мая г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13» Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (соответствует ФГОС)

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика:проводится индивидуально, либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции. Например: пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Подвижные игры: используются непосредственно в течение всего дня. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолёты», в которой дети выполняют три действия - «заводят мотор», «летят», «приземляются». К концу года игры более сложные. Например, игра «Курочка-хохлатка», в которой правила усложняются, роль курочки, и кошки уже могут брать на себя детки. Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения. Например, «Солнышко и дождик».

Игра в раннем возрасте помогает:

1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения;

3) наладить контакт между взрослыми и детьми;

4) развить ловкость и координацию движений.

Игры с ходьбой: «Принеси предмет», «Поезд».Игры с бегом: «Самолеты».

Русская народная игра «Зайка».

На все слова игры имитируются движения вместе с детьми. Детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, поэтому широко используется индивидуальный подход, словесное поощрение малыша, игровые упражнения. Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения, как: «Побежим тихо как мышата», «Пройдём тихо как котята». Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как: «Собачки догоняют мяч», «Пролезь в воротца». Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами. Например: «Перебрось мяч через заборчик», «Мячик катится с горки».В первой младшей группе появляется новое основное движение - прыжки на двух ногах. Игровые упражнения, такие как «Прыгаем как мячики», «Скачет зайка по дорожке».Игры по сенсорному развитию:Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

На это направлены игры: «Чудесный мешочек» (изучение формы, размера, «Собери шишки в корзинку» (количество) .Пробуждающая гимнастика: Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.

Например: игра «Мы проснулись», «Веселые ручки», «Резвые ножки». Дыхательная гимнастика:Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара, «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки. Технологии обучения здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика: Способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости.

Физкультминутка: Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений.

Прогулка: является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей.

Задачи прогулки:

Физическое развитие детей - прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Оптимизация двигательной активности - на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей - дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.

Решение задач нравственного воспитания - знакомство с родным городом, селом, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу, городу. Малыши трудятся в цветнике - у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки.

Структура прогулки.

1. Наблюдение.

2. Двигательная активность: подвижные игры, упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры:

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Выбор игры - зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами: кегли, мячи т. д. ;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, больницу и т. д.) . Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, рисовать на нем палочками, делать из него разные сооружения.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

Сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Елена Неклюдова
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста

«Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста »

Здоровье ребенка - превыше всего…

Воспитать ребенка здоровым - значит , с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни . Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада .

Задачи здоровьесбегающих технологии :

Создавать условия для своевременного и полноценного физического и психического развития.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей .

Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Закладывание фундамента хорошего физического здоровья ;

Пропагандировать здоровый образ жизни .

Для сохранения и улучшения здоровья детей , мы используем следующие виды современных здоровьесберегающих технологий :

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные .

Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством мед. персонала ДОУ. Туда входит :

Мониторинг здоровья дошкольников (лист здоровья ) ;

Углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

Организация профилактических мероприятий в детском саду : вакцинация от гриппа.

Противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;

Витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты).

Чтобы противостоять различным вирусам и инфекциям, мы предлагаем родителем повысить иммунитета у детей, рекомендуем в детский рацион включать свежие овощи и фрукты. И так как маленькие дети часто отказывается от здоровой и полезной пищи , мы предлагаем родителям из гарнира, котлеток и овощей сооружать настоящие картины-аппликации, потому что такая креативная еда поднимет детям настроение и вызовет у них желание быстрее покушать.

В целях снижения заболеваемости детей мы проводим следующие профилактические работы : группу постоянно проветриваем, включаем кварц, в зимний период времени смазываем полость носа мазью виферон. В рацион питания включаем лук, чеснок, дети носят чесночный бусы.

С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности, мы разработали физкультурно-оздоровительные технологии , которая включает в себе разнообразные формы двигательной активности, которые вы можете прочитать на слайде.

Каждое утро мы проводим утреннюю гимнастику, которая вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. В группе имеется картотека утренней гимнастики, комплексы меняем через каждые две недели.

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий , который применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Пальчиковую гимнастику проводим несколько раз в день, во время ННОД и в любое свободное время.

Чтобы снимать умственное и эмоциональное напряжение, во время ННОД, по мере утомляемости детей используем физминутки с длительностью 1- 2 минуты.

Дыхательная система детей несовершенна : дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка очень нежная, поэтому во время ННОД и в различных формах физкультурно-оздоровительной работы проводим дыхательную гимнастику, которая способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки, формирует правильное дыхание. Мы учим детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий) . Для этого мы используем игры на развитие речевого дыхания : «Футбол» «Чья птичка дальше улетит!» . «Шторм в стакане» «Катись, карандаш!» «Весёлые человечки с султанчиками» , «Чудливый ветродуй» и т. д. В группе имеется картотека игр для развития речевого дыхания.

Для психического здоровья детей необходима сбалансирование положительных и отрицательных эмоций, поэтому во время перевозбуждения детей и перед сном и используем релаксацию. Включаем спокойную классическую музыку, звуки природы

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка . 2 раза в неделю в спортивном зале инструктором физического воспитания проводятся физкультурные занятия в соответствии с программой.

1 раз в неделю наши дети посещают бассейн. Во время плавания мышцы активно работают. Кроме того, вода оказывает массажный эффект на все тело, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию. В водной среде отсутствуют статические нагрузки на мускулатуру скелета, минимизируются нагрузки и на позвоночный столб. Плаванье способствует равномерному распределению напряженности мышечного каркаса, что самым положительным образом сказывается на формировании правильной осанки.

Ежедневно на прогулке проводим подвижные и спортивные игры, в групповой комнате – игры малой степени подвижности. Мы используем игры на бег, прыжки, метание, ориентировка в пространстве. Такие игры способствуют укреплению многих систем организма (сердечной, дыхательной, опорно - двигательной, развитию двигательной активности. В группе имеется картотеки подвижных игр на развитие основных видов движения : бег, прыжки, метание, ориентировку в пространстве.

Ежедневно после дневного сна, проводим гимнастику пробуждения с длительностью 3- 5 мин. Форма проведения различна : упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

СЛАЙД 17 Одно из основных направлений в оздоровлении детей является закаливание. С этой целью в летнее время года дети спят в маячках, при открытой форточке, во время сна в групповой комнате проводим сквозное проветривание, снижая температуру до 18С.

Для профилактики плоскостопия проводим босохождение по разным видам дорожек. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна. Дорожки прекрасно массажирует ступни малышей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

На ладонях рук располагаются системы высокоактивные точки соответствующие всем органам и участкам тела. Регулярное воздействие на биологически активные точки рук и стоп способствует активации защитных функций организма. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Су-Джок терапия мы проводим с массажными мячами, бигудями, которые находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять упражнения, без вмешательства педагога.

В группе имеется картотека игр с массажными мячами.

По работе с родителями используем анкетирование, беседы, консультации, буклеты, папки – передвижки, информационные листы с комплексами упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики.

Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых в виде открытого мероприятия с родителями. В этом году мы провели 2 досуга : «Петрушка в гостях у ребят» , «Папа, мама, я – спортивная семья» . Такие мероприятия устанавливают эмоционально-тактильный контакт родителей с детьми в процессе физического воспитания.

Вывод : Таким образом, комплексное осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий позволила нам уменьшить число заболеваний по сравнению с начало года. Количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком в среднем составляет 3 - 7 дней. Были дети, которые в течение года не болели ни разу. У детей отмечается положительный эмоциональный тонус, улучшилось взаимопонимание, общение, повысилась концентрация внимания во время занятий и игр.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Педагогические здоровьесберегающие технологии для работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ для раннего возраста Пальчиковая гимнастика. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши.

Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста Консультация для родителей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста» Воспитатель Попова.

«Здоровье сберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста» Цель: Распространение педагогического опыта по применению.

27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Работа по самообразованию здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Светлячок» Работа по самообразованию «Здоровьесберегающие.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста. Цель: познакомить с эффективными формами, инновационными подходами и новыми технологиями.

Здоровьесберегающие технологии развития модального компонента у детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Посмотрите на картину и одной короткой фразой скажите о своем впечатлении, ответив на вопрос: что вы видите (или слышите,.

Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста: гимнастика и закаливание Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных и профилактических мероприятий, которые осуществляются.

Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста в период адаптации 1. «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Библиотека изображений:

error: