Презентация на тему "леворукий ребенок в доу". Леворукие дети Особенности познавательной сферы у леворуких

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Леворукость - это индивидуальный вариант нормы. - левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей; - среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин; - у них часто встречаются речевые нарушения; - при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.

Леворукость (а точнее - леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50% случаев манипулировать левой передней лапой; Все полярные медведи рождаются леворукими. То есть леволапыми

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга. Таким образом, если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то с уверенностью можно утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

Леворукость и левшество - это результат одного из вариантов структурно-функциональной асимметрии головного мозга. Функции каждого полушария головного мозга представляют целостную, законченную систему. Левое служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, самосознания, положительных эмоций. Правое предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, ситуативного мышления, отрицательных эмоций. Но на деле столь четкого разделения между полушариями не существует.

генетическое левшество леворукость передается по наследству леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Обычно у генетических левшей не наблюдается ярко выраженных проблем с обучением, адаптацией.

« компенсаторное» левшество, Связано с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария, когда в праворукоориентированной семье рождается леворукий ребенок. В результате беременности и родов, протекающих с осложнениями, в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, у него могут возникнуть микропоражения левого полушария головного мозга, тогда за счет механизмов компенсации правое полушарие берет на себя дополнительные функции левого, как следствие, возникает патологическое или компенсаторное левшество. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У таких детей почти всегда наблюдаются отклонения в развитии речи, сложности при овладении навыками письма и т.п. Чем раньше родители обратятся к нейропсихологу, тем больше возможности будет у специалиста помочь подобному ребенку. Однако, леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений.

« вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям

псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей.

« скрытое левшество » (смена доминирующего полушария) Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

социальное левшество младший ребенок в семье, где практически все – и дед, и отец, и старший брат – леворукие, тоже предпочитает действовать левой рукой, стремясь во что бы то ни стало походить на своих родных.

Бытовые левши Детей, использующих при письме правую руку, а в выполнении бытовых действий - левую. Выбор правой или левой руки – не каприз ребенка. Он связан c распределением ролей между полушариями головного мозга. Это заложено в человеке от рождения. Многие левши, переученные с детства, всю жизнь пишут и едят правой рукой. Зато все, чему обучаются самостоятельно, они делают левой. Правая рука остается менее ловкой, менее приспособленной к труду.

Категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями. Пока нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Еще не открыты загадки ее происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.

Что отличает леворуких детей?

Психологические особенности леворуких детей.

Известные левши. Пётр I Барак Хусейн Обама, 44-й президнет США

Известные левши. Lincoln, Abraham , 1809–65, 16th President of the United States (1861–65) Бенджамин Франклин

Известные левши. Марк Твен Людвиг ван Бетховен

Известные левши. Гарри Каспаров П ЛИСЕЦКАЯ Майя

Известные левши. Сергей Прокофьев Бах

Известные левши. Исаак Ньютон Иван Павлов

Известные левши. Генри Форд Уинстон Черчилль

Известные левши. Льюис Кэрол Ге́рберт Джордж Уэллс

Известные левши. Питер Пауль Рубенс Лев Толстой

Известные левши. Александр Сергеевич Пушкин Владимир Даль

Известные левши. Джон Рокфеллер Горацио Нельсон Horacio Nelson

Известные левши. Королева UK - Елизавета Адольф Гитлер

Известные левши. Альберт Эйнштейн Вольфганг Амадей Моцарт

Известные левши. В.Маяковский Билл Гейтс

Трудности при формировании навыков письма, чтения и счета. Сложность формирования зрительного образа букв и цифр (ребенок начинает путать схожие по виду буквы и цифры, пишет лишние элементы или наоборот, не дописывает части букв и цифр). выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник); копирования; неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); зеркальное написание букв, цифр, графических элементов; . очень медленный темп письма, чтения.

Уже в юные годы Леонардо усвоил привычку свои записи вести зеркальным письмом, удивлявшим его современников и доставляющим немало хлопот многим поколениям исследователей, расшифровывающих рукописи художника. Привычку эту Леонардо сохранил на всю жизнь. Зеркальное письмо Леонардо принял по ряду причин. Во-первых, он был левшой: писал и рисовал левой рукой, хотя умел почти столь же хорошо работать и правой. Левой рукой и штриховать рисунок и писать удобнее справа налево. Этот способ и принимает Леонардо, рисунки и записи которого легко отличить от рисунков и записей его современников. Из книги: Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. М., 1967. -180 с.

Обучая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. . Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Организация рабочего места В школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее. Расположение парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо. Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Положение руки во время письма. Рука ребёнка-левши должна лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке вниз, а правая – лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ёрзал

Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Неправильная постановка правильная постановка руки.

Положение руки

Положение руки. неправильное правильное

Кисть левой руки с карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится « выворачивать» кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное, ребёнок может контролировать своё письмо. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди. Карандаш или ручка кладётся на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5 – 2 см. от пишущей части карандаша. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев - вправо).

Тесты для определения «рукости».

При определении моторной системы используются следующие тесты: Переплетение пальцев рук Аплодирование Одновременное действие обеих рук. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Сила каждой руки.

Скрещивание рук, или "Поза Наполеона"

При определении слухо-речевой системы используют тесты: "Шепот" "Тиканье часов "

Для определения зрительной системы можно использовать тесты: Моргание одним глазом Рассматривание в подзорную трубу Проба Розенбаха Карта с дырой

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.

2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.

3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма. 4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно. 5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

6. Необходимо вести работу с родителями, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка. 7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Пожелания учителю. Уделите леворукому ребенку немного личного времени: Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.

Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес. Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.

Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения. Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом. Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают


«Упражнения на внимание» - Примеры даны с однозначными и двузначными числами. Подготовительная работа к родительскому собранию. Упражнение 8. Корректурная проба. В основе внимания лежит интерес. Приёмы развития внимания ребёнка дома. Уважаемые мамы и папы! Вопросы для обсуждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 г. Буя.

«Развитие мышления» - Наше мышление по своей природе креативно, и каждый из нас способен генерировать новые идеи. Развитие творческого воображения. «Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой. Лучший способ преодолеть страх неудачи - попробовать и добиться успеха. Либо новыми должны быть средства достижения цели.

«Развитие памяти» - Памятка по развитию памяти. Сразу большое стихотворение выучить трудно. Память человеку необходима для проявления души Блез Паскаль. Время для запоминания – 20 секунд. Заучивай небольшими порциями. Зрительная память. Значение памяти в учебной деятельности Методы и приемы развития памяти ребенка. Затем зачитываются лишь первые слова из каждой пары.

«ЗПР у детей» - На третьем этапе начинается целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Тржемецкий Б. к стихотворениям П. Синявского «Вкусная азбука» (М.: ДРОФА-ПЛЮС, 2007) и др. Незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением.

«Речь детей с ЗПР» - Мнемотехника. Ребёнок с нарушением речи. Структура мнемотехники. Мнемотехника строится от простого к сложному. Обучение составлению рассказов. Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей с ЗПР. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Мнемодорожки.

«Развитие и воспитание детей» - Дифференцированный подход к каждому ребенку. «Один за всех, все за одного!». 5 блок. Родной город. «Партфолио». Позитивный центризм. Создание условий. Информационно – педагогические материалы. Развивающий характер обучения. Изучение микросоциума. Сотрудничество и взаимодействие с родителями. Ценностные ориентиры, которые формируются у детей по 1 блоку.

Страница 2 из 2

Глава 2. Воспитательно-образовательная работа с леворукими детьми дошкольного возраста

2.1 Психолого-педагогическая диагностика леворуких детей.

При определении леворукости, праворукости или двурукости следует провести дополнительное тестирование. При этом следует соблюдать следующие правила:

Каждое задание предлагать ребенку в игровой форме;

Не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует;

Все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

Итак, для диагностики леворукости мы отобрали группу из 10 человек, посещающих (старшую логопедическую группу 03) МДОУ №7 «Колокольчик». С ними мы провели ряд диагностических методов:

1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности.

2. Тестирование №1.

Тесты для детей младшего дошкольного возраста на определение ведущей руки.

А) Открывание коробочки.

Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек, например из - под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).

Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».

Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).

Б). Развязывание узелков.

Заранее неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины.

Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В). Поднимание предмета.

Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши – правой рукой.

Тесты для детей среднего и старшего возраста

А) Переплетение пальцев рук.

Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук».

Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей.

Б) Скрещивание рук.

Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

3. Задания для определения ведущей руки (результаты в приложении №1).

Задания для определения ведущей руки.

Нарисуй то, что хочешь,

левой рукой правой рукой

Нарисуй карандашом 10 крестиков

левой рукой правой рукой

Задание №4 (Приложение 2)

Цель: развивать точность движения руки ребенка.

Ход игры:

Игра начинается с того, что рисуются дорожки разной формы; в одном конце каждой дорожки – машину, а в другом - дом. Например, так:


Потом говорится ребенку: «Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. Начинать лучше с относительно простых. В дальнейшем, когда ребенок освоится с игрой, можно сужать дорожки и менять ритм изгибов.

Например, так:


В результате у нас выявилось 2 леворуких детей: Миша В. и Артем Г. С ними мы провели индивидуальное тестирование.

Задание №5 (результаты представлены в приложении №3)

Определение ведущей руки

Ведущая рука

Рисование одинаковых рисунков (дом, человек, машина) правой и левой рукой

Рисование карандашом 10 крестиков правой и левой рукой

Раскладывание карточек, лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки)

Развязывание 3-4 узелков, заранее завязанных на шнурке

Нанизывание на шнурок 5-10 пуговиц с разными отверстиями

Бросание теннисного мяча в цель на полу или стене (повторить несколько раз)

Откручивание и закручивание крышек на 3-4 баночках

Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора гаечным ключом

Складывание рисунка (мозаики, разрезных картинок и т.п.)

Складывание фигуры из кубиков

Переливание воды из одного флакона с узким горлом в другой

Застегивание и расстегивание пуговицы, застежки-молнии

Складывание мелких деталей (пуговиц, бусинок) в длинный цилиндр

Наматывание нитки на катушку или сматывание ниток в клубок

Наличие в семье леворуких родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек)

Задание №6 Рисование правой и левой рукой. (Приложение №4.)

Таким образом, индивидуальное тестирование и анализ детских работ подтвердили леворукость Миши В. и Артема Г. Для них были разработаны рекомендации по организации занятия, индивидуальной работы, составлены советы родителям.

Данные рекомендации необходимо соблюдать с начального момента обучения письму, однако, если это не сделано во время, то необходимо использовать данные советы в мягкой коррекционной работе с леворукими детьми, уже умеющими писать.

Посадка при письме: При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу на подставке, голова немного наклонена вправо. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук: Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, чтобы левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист.

Положение кисти руки: Кисть левой руки большей частью должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приемы захвата ручки: Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии

1,5 – 2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти пальцев – вправо).

Ориентация в тетради: Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления. В таких случиях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

Как надо вести себя родителям с ребенком – левшой:

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть чутким и доброжелательным с ним.

Создать для него благоприятный климат в семье.

Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.

Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Любить его таким, какой он есть.


З аключение

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы узнали и убедились в том, что леворукость является разновидностью нормы.

Как мы выяснили, леворукие дети – неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием, какого – либо фактора в развитии леворукости. В любом случае родители леворукого ребенка не должны настороженно, тем более, отрицательно, относиться к леворукости.

Большое влияние в развитии способностей у ребенка оказывает нецелесообразность и пагубность переучивания, так как именно это может стать причиной возникновения неврозов. Наиболее частыми встречающимися невротическими симптомами у переученных левшей являются: нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, тики, навязчивые движения, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, резкая смена настроения.

Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при переучивании, - это серьезные заболевания, проявления которых необходимо вовремя заметить, чтобы без промедления начать лечение.

Постоянная поддержка, одобрение, исключение насмешки, обид, недовольства помогают избежать главного, что приводит к неврозу - чувства несостоятельности, неудачи.

Совершенно очевидно, что ни в коей мере нельзя подчеркивать леворукость ребенка и не следует предпринимать никаких попыток что-то изменить. Просто спокойно объяснить ребенку, что это разновидность нормы.

Наряду с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей есть и прямо противоположное представление об уникальных способностях леворуких людей. Считается, что леворукие - дети творческие, эмоциональные.

Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.

Список литературы:

1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. – 432с.

2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана – Граф, 2005.- 240 с.: ил.- (Ваш ребенок).

3. Безруких М.М. Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф,

2006. – 64с.: ил. – (Будущий первоклассник).

4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула,

1996. - 79с.

5. Доброхотова Т.А. , Брагинина Н.И. Левши. – М., 1994. – 93с.

6. Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с.

7. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006. – 96с.

8. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80с.

9. Павлова Л.Н. Левша: подарок природы или издержки //Педагогический вестник.-1996, №6.- С.7.

10. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1976.

11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Подъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 1994.

12. Щербакова Е.В. К вопросу о развитии познавательной активности //ДВ, №10, 1991.

Цель: Повышение компетентности родителей.

Задачи: - Познакомить родителей с особенностями развития психических процессов праворуких, леворуких детей, «скрытых левшей»;

  • Познакомить с приемами выявления ведущей руки.
  • Познакомить родителей с играми и игровыми упражнениями по развитию межполушарного взаимодействия;

Форма: Мастер-класс для родителей и детей

Презентация

Ход собрания: Приветствие.

Левшество – это загадка, одна из тайн в науках о человеке. Проблеме левшества посвящено множество исследований, но, несмотря на это, число неразрешенных вопросов превышает уже полученные ответы. Новые находки и открытия порождают все новые вопросы.

Слайд 2, 3, 4

Определить у ребенка доминирование правой или левой руки, только на основе наблюдений за их игровыми действиями, не всегда возможно. У большинства детей до определенного возраста бывает трудно определить ведущую руку. Поэтому предлагаем вам и вашему ребенку пройти следующие тесты.

Известно, окружающий мир человек воспринимает через мозг. А мозг состоит из двух полушарий. У каждого полушария головного мозга своя роль. Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. Обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги.

Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение.

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела. Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария.

Существуют такие понятия: «леворукость», «левшество», «скрытое левшество».
Представим различия между понятиями «леворукие дети», «левши», «скрытые левши».
Леворукие – это те люди, которые активно пользуются левой рукой. Это происходит потому, что по каким, то причинам правое полушарие взяло на себя доминирующую роль (временно или навсегда) в обеспечении произвольных движениях человека.

Левшество – это устойчивое, неизменное проявление психофизиологии человека, специфическая особенность функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека. Такая организация нервной системы кардинально отличается от правшей, если это левшество истинное, генетически заданное.

«Скрытие левши» - это такие людей, которых можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки. Это происходит потому, что момент смены доминирующего полушария является критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, и только после этого уже начинает доминировать правое полушарие.

Основой интеллектуального развития ребенка является развитие межполушарного взаимодействии. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему.
Правое и левое полушарие связаны с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела, а также с организацией движения в противоположной стороне тела.

Разделение функций между полушариями обеспечивает взаимную дополняемость их работы. Такое тесное сотрудничество работы полушарий осуществляет полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода. В каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы, как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности.


«Левшой» называют в народе человека, у которого левая рука обладает доминирующей активностью. Есть мнение, что у этих людей правое полушарие мозга намного сильнее развито. Оно контролирует образное мышление и память. Собственно, этим левши отличаются от правшей, у которых доминирует правая рука.


Ребенок-левша – это счастье! Он совсем не такой, как все, у него наверняка есть задатки нетривиальных способностей и даже гениальности. Такому ребенку нужно пристальное внимание и обязательное понимание. Воспитывать его – это и огромный труд и большая ответственность.


Особенности леворуких детей: Речь левшей очень эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестикуляцией. При разговоре мимика ребенка постоянно меняется, реагируя на происходящее. В речи нет особой «выраженности», бывают запинки, ребенок часто сбивается, теряет ход мысли, говорит много лишних слов. Поведение таких детей отличается неустойчивостью, возбудимостью. Они всегда находятся под влиянием сиюминутных чувств, влечений и настроений. Видят и обращают внимание, прежде всего, на отрицательные стороны событий. Леворукие дети, как правило, целостные натуры, открытые и доверчивые, легко внушаемые. Они легко огорчаются и плачут, тонко чувствуют и переживают, общительны, легко идут на контакт.


Эффективные способы взаимодействия с леворукими детьми Начало любого занятия (деятельности) нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспоминаем, что делали, что запомнили, тем самым восстанавливаем связь с настоящим занятием, т.е. учитываем закономерности памяти леворуких детей – от настоящего к прошлому.




Речь При взаимодействии с ребенком речь родителей должна быть образной, эмоциональной, желательно подкреплять слова наглядными образами. При этом речь не должна превалировать над образами, т.к. любая картинка, запах или музыка скажут ребенку больше, чем слово родителя.




Смена видов деятельности Леворуким детям лучше заниматься разнообразными, но близкими друг другу по сути видами деятельности, не требующими постоянной смены места и положения в пространстве, например: лежа слушаем музыку, ползаем, играя, лежа смотрим репродукции, книги и т.п. Важно предоставлять как можно больше времени на изобразительную деятельность, т.к. левше необходимо «включиться» в образ, войти в это состояние – т.е. «прожить» образ.


Переучивание Необходимо предостеречь родителей леворуких детей от желания переучить ребенка «на правую руку». Переучивание может способствовать проявлению у ребенка заикания, ночного недержания мочи, беспокойного сна и снохождения, тиков, навязчивых движений. У такого ребенка может сформироваться чувство ущербности или комплекс неполноценности, и это все повлияет на его будущую жизнь.


Поощрение творческой активности Леворукие дети очень активны ввиду того, что с правым полушарием, которое у них наиболее активно, связано непосредственно чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление и творческие способности. Это личности художественного типа. Имея такие потенциальные возможности, ваш ребенок будет стремиться к тому, чтобы реализовать их на практике. Поэтому родителям очень важно предоставить все условия для успешной деятельности ребенка, для реализации им своей индивидуальности.


Как надо вести себя родителям с ребенком - левшой Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним. Создать благоприятный климат для него в семье. Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой. Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.


Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда. Стараться чаще делать малышу сюрпризы. Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям. Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша. Любить его таким, какой он есть. Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.

error: