Программа по профилактике спида. Программа по первичной профилактике спида,вича

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РФ

Концептуальные основы программы профилактики ВИЧ-инфекции.

В соответствии с утвержденной Минобрнауки России «Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа образовательной среде» в разработке программ по профилактике ВИЧ-инфекции следует руководствоваться принципом многоаспектности. В Концепции сформулированы базовые принципы, на основе которых рекомендовано создавать обучающие тренинговые программы.

Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.

Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.

Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования; социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.

Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведе-ния. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров инфицирования ВИЧ и, как следствие, - сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции.

Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.

Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, тендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.

Принцип легитимности - профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

Принцип соблюдения прав человека - профилактические действия не должны нарушать права и свободы человека.

Принцип комплексности - предполагает согласованность взаимодействия: на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.); на ведомственном уровне - органов и учреждений соответствующей ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность по профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.); на уровне государственных, общественных и международных организаций.

Примерные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и учебные пособия могут быть использованы для для интегрирования в них дидактических единиц, связанных с профилактикой ВИЧ-инфекции и злоупотреблением психоактивными веществами. Использование этих предметов может происходить в разных контекстах Сформулируем эти контексты в категориях индивидуального и общественного. К индивидуальному относится собственно сам человек с его анатомо-физиологическими составляющими и персональной психологией. К общественному отнесем социальные группы и общественные институты, которые регламентируют жизнь человека в социуме. Полученные категории могут стать первичной основой для дидактических единиц и элементов содержания образования.

Медико-биологические. В данной категории сгруппированы дидактические единицы, которые имеют отношение к медицинским физиологическим, микробиологическим, патогенетическим знаниям. К ним относится, например, знание о том, что такое иммунитет, лимфоцит, вирус. Знания этой категории не могут сами по себе не могут повлиять на возможность инфицирования или предотвратить употребление наркотика, однако, они, несомненно, придают смысл поведению, ориентированному на нерискованное поведение.

Социально-психологические . В данной категории группируются дидактические единицы, которые имеют отношение к человеческой личности и которые влияют на его поведение: эмоции, самооценка, зависимость от мнения другого человека, чувство собственного достоинства. В отличие от категории "биология" в этой категории группируются элементы, позволяющие апеллировать к активности индивида и формировать его поведение.

Социальные. Группирует элементы, включающие воздействие на индивида государства и международного сообщества с его политическими, правовыми и экономическими аспектами. а также категории, которые обуславливают существование человека в различных социальных группах: семье, компании сверстников, а также элементы, которые регламентируют и означивают коммуникации в малых группах: дружба, любовь, групповое давление и др.

Вышеописанные категории могут быть объединены в две дихотомии: индивидуальная: биология – психология, общественная: экономика и право – социальные группы. Принцип такого объединения заключается в том, что один вектор каждой из этих дихотомий относительно пассивный, с точки зрения поведения и влияния, другой, относительно активный (См.рис.1). На пересечении знаний и компетентностей индивидуального и общественного могут быть сделаны выводы о представленности различных элементов анализа с точки зрения "пассивного" знания, и "эффекторных" компетентностей, которые ориентированы на выработку конкретных поведенческих паттернов. Необходимо заметить, что знания, равно как и компетентности, далеко не всегда являются основанием для изменения поведения. Примером может служить курение. На каждой пачке сигарет написано об опасности курения для здоровья. Тем не менее, многие люди продолжает курить, зная об этой опасности.

Рисунок №1

Это предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и мораль-но-этических последствиях ВИЧ-инфицирования; социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных мо-ральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового об-раза жизни; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустой-чивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также уста-новок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернатив-ный выбор в трудной жизненной ситуации. Профилактика ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами затрагивает вопросы, изучаемые на самых различных дисциплинах. Категории морали и нравственности изучаются на гуманитарных предметах, проблемы физиологического и патологического воздействия вируса или действия наркотика изучаются в курсе биологии, экономические проблема, связанные с пандемией ВИЧ-инфекции рассматриваются на уроках географии и т.д. Дополнительной сложностью в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции является обсуждение самых инимных тайных вопросов, связанных с любовью, чувственными удовольствиями, сексуальностью. Здесь учителю следует пройти между Сциллой ханжества, нежеланием видеть реалии современной жизни и Харибдой циничного натурализма и вульгарных инструкций.

Проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами также находятся на перекрестке острых общественных дискуссий. С одной стороны, в молодежной среде нарастает нелегальное использование наркотических веществ и старшеклассники зачастую оказываются более опытными экспертами в области употребления наркотических веществ, чем преподаватели. С другой стороны, двойные стандарты, связанные с агрессивной рекламой слабоалкогольных напитков (пива) в СМИ, заставляют школьников с подозрением относиться к антиалкогольной пропаганде в школе. При сохраняющейся массовой эпидемии курения (курит половина взрослого населения России) затруднительно организовать эффективную пропаганду направленную против табакизма. Эффективное решение проблемы заключается в систематической межпредметной интеграции по вопросам, связанным с профилактикой ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакизма.

Целевая группа программы

Программа предназначена для учащихся 5-11 классов.

Материал представляет собой перечень дидактических единиц, структурированных по ступеням общего образования: основное общее, среднее (полное) общее образование.

Комплексность проблемы профилактики ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами обуславливает объединение дидактических единиц по аспектам изучения: медико-биологический, социально-психологический, социальный.

Цели.

Структура целей изучения проблемы построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны. Принципиальное значение данной программы имеет цель, связанная с формированием нормативного поведения , минимизирующего вероятность ВИЧ-инфицирования.

Изучение учащимися проблем профилактики ВИЧ-инфекции направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о ВИЧ-инфекции , способах передачи ВИЧ, поведенческих факторах, способствующих инфицированию, знанием нормативного поведения, при котором риск ВИЧ-инфицирования исключен, или минимален;

освоение знаний о вреде употребления психоактивных веществ;

развитие поведенческих навыков , способствующих уменьшению риска ВИЧ- инфицирования и зависимости от психоактивных веществ, развитие навыков позитивного поведения, исключающего риск ВИЧ-инфицирования;

воспитание чувства ответственности, толерантности, базовых нравственных ценностей ;

овладение умениями предвидеть потенциально опасные ситуации и избегать их, в ситуации повышенного риска выбирать эффективные способы деятельности.

Перечень дидактических единиц

Основное общее образование.

Иммунитет. ВИЧ и другие социально значимые инфекции (гепатит, туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем). Особенности эпидемиологии ВИЧ-инфекции. Строение клетки ВИЧ. ВИЧ и СПИД. Способы передачи ВИЧ-инфекции. Биологические основы поведения. Особенности подросткового периода: физиологический и гигиенический аспекты. Правила употребления лекарственных препаратов. Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств. Психоактивные вещества: алкоголь, наркотики, табак. Опасность злоупотребления психоактивными веществами. Болезни человека, связанные с употреблением психоактивных веществ. Наркомания. Алкоголизм. Табакизм. Аддиктивное поведение.

Личность; индивидуальность; самовосприятие, самооценка (Кто я и как мне к себе относиться). Половые различия в поведении людей. Особенности подросткового периода: психологический, социальный аспекты. Целеполагание и способы достижения цели (Чего я хочу и как этого добиться (умение ставить цели и социально приемлемые способы их достижения). Ответственное отношение к здоровью. Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. Взаимоотношения подростка со сверстниками: групповое давление. Способы противостояния групповому давлению. Жизненные ценности. Рискованное поведение; оправданный и неоправданный риск. Агрессивное поведение и насилие. Возможности избежать ситуации насилия. Способы поведения в ситуации насилия. Толерантность. Потребности человека: потребность в уважении, в понимании, в любви. Дружба и любовь. Взаимоотношения между девушками и юношами: дружба, симпатия, первая любовь. Семья: традиции семьи у разных народов. Традиции семьи в прошлом и настоящем. Наркотики и здоровье. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Критическое отношение к рекламе.

Социальные аспекты проблемы.

ВИЧ-инфекция – актуальная проблема современности (почему нам важно об этом знать). Эпидемии. Ответственность за распространение инфекций. Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Организации и специалисты, занимающиеся проблемами профилактики ВИЧ-инфекции (детские поликлиники и подростковые врачи, ППМС-центры, психологические службы, школьные психологи, социальные работники и педагоги). ВИЧ и права человека.

Среднее (полное) общее образование.

Медико-биологические аспекты проблемы.

Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Симптомы ВИЧ-инфицирования. Развитие ВИЧ-инфекции. Антитела. Период «окна». Бессимптомный период. Обследование на ВИЧ. Способы защиты от ВИЧ-инфекции. Современные методы лечения и медикаментозной поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Передача ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. Инъекционная наркомания – повышенный риск заражения ВИЧ.

Социально-психологические аспекты проблемы.

Психологические и нравственные аспекты ВИЧ-инфекции. Группы риска ВИЧ-инфицирования. Оказание поддержки и общение с ВИЧ-инфицированными. Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения. Взаимоотношения с противоположным полом. Конфликты. Пути разрешения конфликтов. Сексуальное насилие: ситуации, причины, разумное поведение. Ответственное поведение. Планирование и реализация планов. Свобода и ответственность. Проблема выбора и ответственность за личный выбор. Система ценностей в контексте развития человеческого сообщества. Гедонистический подход к жизни. Смысл жизни и жизненные цели. Ценность человеческой личности. Ценность жизни и здоровья. Смерть. Семья как ценность.

Социальные аспекты проблемы.

ВИЧ/СПИД: история возникновения, распространения по миру, современная ситуация, развитие до масштабов эпидемии. Эпидемии в истории человечества, модель развития эпидемии; взаимоотношения людей во время эпидемий. Законодательство в области ВИЧ/СПИДа. ВИЧ/СПИД и права человека: международная и российская практика. Организации и специалисты, занимающиеся проблемами профилактики ВИЧ-инфекции (СПИД-центры, международные организации, общественные организации, подростковый кабинет в районной поликлинике, женские консультации (подростковый гинеколог), Центры планирования семьи, кожно-венерологический диспансер, медицинские центры; организации и специалисты, работающие в вашем городе, районе). Права и ответственность клиента, получающего медицинские услуги. Ответственность врача. Врачебная тайна.

Предложения к дополнению федерального компонента стандарта основного общего образования тематикой по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами.

Проект раздела стандарта общего образования по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления ПАВ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 г.

Проект дополнений к стандарту основного общего образования по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами и структурирован по ступеням общего образования (основное общее, среднее (полное) общее образование) и включает:

    цели изучения предмета;

    обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному предмету;

    требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.

Цели. В Проекте дополнений стандарта общего образования по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами цели конкретизируются на каждой ступени (цели основного общего и среднего (полного) общего образования). Структура целей изучения проблемы построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.

Обязательный минимум содержания.

Он представлен обобщенным содержанием образования в форме набора предметных тем, которое предлагается для включения в образовательные программы.Обязательный минимум включает научные идеи и факты по проблеме, определяющие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной грамотности. Обязательный минимум обеспечивает преемственность сту-пеней общего образования, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последо-вательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы. Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.

Требования к уровню подготовки выпускников. Установленные Проектом стандарта результаты освоения выпускниками обязательного минимума Проекта стандарта общего образования по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления ПАВ. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования. Требования задаются в деятельностной форме (что в резуль-тате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измери-тельных материалов для аттестации учащихся образовательных учреждений, реализующих Проект стандарта по профилактике ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами.

Изучение учащимися проблем профилактики ВИЧ-инфекции и злоупотребления психоактивными веществами и на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний о ВИЧ-инфекции, способах передачи ВИЧ, поведенческих факторах, способствующих инфицированию, психоактивных веществах и их патогенном воздействии, факторах риска провоцирующих злоупотребление психоактивных веществ;

    развитие поведенческих навыков, способствующих уменьшению риска употребления психоактивных веществ и ВИЧ- инфицирования, понимания необходимости отсрочки сексуального дебюта;

    воспитание чувства ответственности, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, ценности семьи, ценности любви, уважения к правам людей противоположного пола, толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям;

    овладение умениями предвидеть потенциально опасные ситуации и избегать их, в ситуации повышенного риска выбирать эффективные способы деятельности, использовать ресурс социума (обращаться за социальной поддержкой) по проблемам диагностики ВИЧ-инфекции.

Предложения в обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Медико-биологические аспекты проблемы.

Иммунитет. ВИЧ и другие социально значимые инфекции (гепатит, туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем). Особенности эпидемиологии ВИЧ-инфекции. Строение клетки ВИЧ. ВИЧ и СПИД. Способы передачи ВИЧ-инфекции. Особенности подросткового периода: физиологический и гигиенический аспекты. Психоактивные вещества: алкоголь, наркотики, табак. Опасность злоупотребления психоактивными веществами. Наркомания. Алкоголизм. Табакизм. Аддиктивное поведение.

Социально-психологические аспекты проблемы.

ВИЧ-инфекция – актуальная проблема современности. Аддиктивное поведение. Формирование зависимого поведения. Личность; индивидуальность; самовосприятие, самооценка (Кто я и как мне к себе относиться). Особенности подросткового периода: психологический, социальный аспекты. Целеполагание и способы достижения цели (Чего я хочу и как этого добиться (умение ставить цели и социально приемлемые способы их достижения). Ответственное отношение к здоровью. Взаимоотношения подростка со сверстниками: групповое давление. Способы противостояния групповому давлению. Жизненные ценности. Рискованное поведение; оправданный и неоправданный риск. Агрессивное поведение и насилие. Возможности избежать ситуации насилия. Способы поведения в ситуации насилия. Толерантность. Потребности человека: потребность в уважении, в понимании, в любви. Дружба и любовь. Взаимоотношения между девушками и юношами: дружба, симпатия, первая любовь. Семья: традиции семьи у разных народов. Традиции семьи в прошлом и настоящем. Наркотики и здоровье. Организации и специалисты, занимающиеся проблемами профилактики ВИЧ-инфекции и предупреждением злоупотребления психоактивными веществами (СПИД-центры, неркологические диспансеры, детские поликлиники и подростковые врачи, ППМС-центры). ВИЧ и права человека.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения вопросов профилактики ВИЧ-инфекции ученик должен

знать / понимать

    что такое ВИЧ-инфекция и СПИД;

    способы передачи ВИЧ-инфекции;

    особенности подросткового периода;

    о негативном влиянии психоактивных веществ на здоровье;

    традиционные семейные ценности;

    о важных потребностях человека: в уважении, в понимании, в любви;

    о правах человека (в отношении ВИЧ-инфицированных);

    об организациях и специалистах, занимающихся проблемами профилактики ВИЧ-инфекции.

уметь

    видеть цели собственной деятельности (отвечать на вопрос «зачем я это делаю?»);

    ставить перед собой цели;

    достигать поставленных целей социально приемлемыми способами;

    брать на себя ответственность за собственное здоровье;

    определять оправданность риска;

    использовать ресурс социума (обращаться за социальной поддержкой) по проблемам ВИЧ.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

    саморазвития (развития ресурсов собственной личности: индивидуальности, самопринятия, позитивной самооценки, толерантности);

    выстраивания эффективных отношений со сверстниками, противостояния групповому давлению;

    избегания ситуаций насилия и неоправданного риска;

    предвидения потенциально опасных ситуации;

    выбора наиболее эффективных способов действий в ситуации повышенного риска;

    формирования установок, связанных с неупотреблением наркотиков.

Утверждаю:
Директор МБОУ «ООШ № 28»
__________Т.А. Бединина

Программа

Профилактика ВИЧ-инфекции

в общеобразовательном учреждении




Составитель:

зам. директора по ВПР

МБОУ «ООШ № 28»

Фомичёва Е.В.

2012 год
Пояснительная записка

Актуальность проблемы профилактики ВИЧ/СПИДа определяется усугублением ситуации в нашей стране, основной тенденцией является катастрофический рост числа ВИЧ-инфицированных людей, особенно среди подростков и молодёжи. Темпы роста ВИЧ-инфицирования в России представляют серьезную угрозу жизни и достоинству человека. Главной причиной распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране является, прежде всего, наркомания. В процесс инъекционного потребления наркотиков вовлекается молодежь, начиная с 14-16 лет. Кроме того, по итогам последних лет установлено, что в этой среде ВИЧ-инфекция интенсивно распространяется половым путем, чему способствуют новые стереотипы сексуального поведения молодежи и высокий уровень инфекций, передаваемых половым путем. Всё чаще в эпидпроцесс ВИЧ - инфицирования вовлекаются женщины, а в связи с этим увеличивается количество детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями.

Свердловская область относится к одной из самых неблагоприятных территорий России. Каждый 25 житель области в возрасте от 18 до 39 лет живет с ВИЧ-инфекцией. В процесс распространения ВИЧ-инфекции вовлечены все возрастные и социальные группы населения.

Поскольку основной задачей учебных заведений является «учить», то проведение профилактических мероприятий среди учащихся является очень важным и единственным средством на сегодняшний день в предупреждении распространения ВИЧ. Полную и качественную информацию по проблеме ВИЧ/СПИД могут оказать педагоги. Для этого разработана примерная программа профилактики ВИЧ - инфекции в образовательном учреждении.

Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательном учреждении» предполагает освещение проблемы ВИЧ-инфекции в рамках школьных уроков по различным дисциплинам, проведение внеклассных мероприятий, социальных акций, социологических исследований, тренинговых занятий и родительского всеобуча.

Цель программы: повышение информированности учащихся и родителей в области профилактики ВИЧ/СПИДа и предотвращение распространения эпидемии ВИЧ-инфекции среди учащихся.

Задачи:


    обеспечение учащихся достоверной информацией в доступной форме;

  • формирование навыков общения и принятия решений в различных ситуациях;

  • формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного и ответственного поведения;

  • воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ-инфицированным людям.

В результате реализации прогрммы учащиеся должны


знать:

  • способы и причины передачи ВИЧ;

  • нормативно – правовые документы в сфере регулирования противодействия распространению ВИЧ-инфекции;

  • влияние ВИЧ-инфекции на организм;

  • принципы профилактики, как снизить риск инфицирования себя и своих близких.
уметь:

  • применять полученные знания на практике;

  • уметь говорить «Нет» и принимать самостоятельно правильное решение;

  • вести активный здоровый образ жизни.
приобрести навык:

  • работы в коллективе;

  • высказывания своих мыслей и мнения;

  • изучения научной литературы по данной теме.

Основные мероприятия по реализации программы




Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

1

Методическое информационное совещание. Разработка приказа по МБОУ «ООШ № 28»

октябрь

Директор МБОУ «ООШ № 28»

2

Участие в городском семинаре « О внедрении программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательные учреждения Свердловской области»

октябрь

Зам. директора по ВПР

3

Родительское собрание и родительский всеобуч с целью информирования о внедряемой программе профилактики ВИЧ-инфекции в ОУ (с заполнением согласий родителей о проведении профилактических занятий с учащимися)

октябрь

Директор
«ООШ № 28»

Классный руководитель



4

Анкетирование родителей

октябрь

Классный руководитель

5

Первичное анкетирование учащихся на определение начальных знаний по проблеме ВИЧ/СПИДА

октябрь

Зам. директора по ВПР

6

  1. Внеклассное занятие «Актуальность ВИЧ-инфекции и медицинские аспекты проблемы»

ноябрь

Учитель КБЖ

7

Урок по биологии «Физиологические защитные системы организма. Развитие приобретённого иммунодефицита»

ноябрь

Учитель биологии

8

Экскурсия в СПИД лабораторию

ноябрь

Зам. директора по ВПР

9

  1. Внеклассное мероприятие
Разбор ситуации и выполнение упражнений на закрепление изученного материала на 1 занятии

ноябрь

Учитель КБЖ

10

Круглый стол «Закон и ВИЧ»

ноябрь

Консультативно-правовой отдел ЦСПСиД Черкасова Н.А.

11

Тренинговые упражнения «Умей сказать «нет!»

ноябрь

Психолог ЦСПСиД

Васина Л.А.



12

Месячник профилактики СПИДа и заболеваний, передающихся половым путём

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



13

Единый урок, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом «О чём звонят колокола»

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



14

Лекция с просмотром видеофильма «Здоровое детство – здоровое материнство»

декабрь

ЦМП,

зам. директора по ВПР



15

Конкурс фотографий «Мир глазами позитивных людей»

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



16

Социальная акция, распространение листовок «Это должен знать каждый»

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



17

Дискуссия по фильму «Дневник Насти»

декабрь

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



18

Ток - шоу на тему «ВИЧ/СПИД- проблема, касающаяся каждого»

декабрь

Учитель литературы

19

Повторное анкетирование учащихся на определение уровня знаний по проблеме ВИЧ/СПИДА

Зам. директора по ВПР,

классный руководитель



20

Размещение информации о ходе реализации программы на сайте школы

в течение года

Учитель информатики

Нормативное обеспечение
1. Постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2009г. № 737-ПП «О Концепции «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся образовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025года»

2. Приказ Правительства Свердловской области от 01.12.2011г. № 855-и

/1344-п «О внедрении программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательные учреждения Свердловской области»

3. Приказ по муниципальному органу «Управление образования городского округа Краснотурьинск» от 05.09.2012г. № 283-Д

4. Приказ по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 28» от 15.09.2012г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и науки БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение

«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Программа профилактики ВИЧ - инфекции и пропаганды здорового образа жизни

Основание для разработки программы: Федеральный закон от 30.03.1995г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Разработчик программы: ГБПОУ Комаричский механико-технологический техникум

Стратегическая цель - через здоровье к отличной учебе и успешной карьере.

Цели программы: Формирование у молодежи идей здорового образа жизни, предотвращение дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных профилактических мероприятий, программ обучения и просвещения.

Задачи программы:

  1. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов техникума.
  2. Создание в техникуме условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру; повышение комфортного пребывания студентов на территории техникума.
  3. Формирование у студентов навыков ответственного поведения.
  4. Работа с общественными организациями с целью определения наиболее подходящих и эффективных путей просвещения молодых людей в области ВИЧ/СПИДа.
  5. Привлечение квалифицированных специалистов к профилактической работе.
  6. Организация мероприятий по профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа среди студентов КМТТ.
  7. Информирование студентов о службах помощи для ВИЧ - инфицированных, об ответственности за распространение ВИЧ/ СПИДа, гуманном отношение к ВИЧ - инфицированным.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Формирование здорового жизненного стиля у студентов.
  2. Создание актива, вовлеченного в систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни.
  3. Проведение мероприятий (лекции, беседы, декадники, акции), направленных на снижение употребления психоактивных веществ и информирование студентов о способах предохранения от ВИЧ-инфекции.
  4. Увеличение числа студентов, вовлеченных в профилактические мероприятия.
  5. Как следствие, снижение уровня распространенности ВИЧ-инфекции в студенческой среде.

Срок реализации программы: 2012-2016гг.

Обоснование программы:

Неизменным спутником наркомании стала ВИЧ-инфекция; известно, что более 90% ВИЧ-инфицированных людей употребляют наркотики.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, число больных СПИДом в XXI веке существенно увеличилось.

В Российской федерациизарегистрировано 562088 случаев ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тысяч населения -395,8), в том числе выявлено новых случаев в 2010 г.- 31903 случая ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тысяч населения -22,5).

В 2011 году темой Всемирного дня борьбы со СПИДом была названа тема «В направлении к цели «ноль» — нулевое число новых случаев инфицирования, нулевая дискриминация и нулевое число смертей, связанных со СПИДом. Проводимая под эгидой ООН кампания «В направлении к цели «ноль» будет продолжаться до 2015 года.

Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Брянской области свою статистику публикует довольно регулярно и на её основании видно, что до цели «ноль» в регионе далеко. Всего, по данным учреждения, на территории области с 1989 года по 30 сентября 2013 года зарегистрировано 2204 ВИЧ-инфицированных жителя Брянской области. Кроме того, зарегистрировано 268 граждан РФ из других областей, 260 иностранных граждан и лиц без гражданства, 46 человека, обследовавшихся анонимно. Всего зарегистрировано 2778 случаев ВИЧ-инфекции. Умерло 554 больных ВИЧ/СПИДом, в т.ч. 517 жителей области.

За 9 месяцев текущего года зарегистрирован 141 новый случай ВИЧ-инфекции у российских граждан, жителей области (у 137 человек ВИЧ-инфекция выявлена на территории области и 4 человека прибыли в область с диагнозом «ВИЧ-инфекция» и встали на учёт). Это на 6 случаев (4,2%) меньше, чем за тот же период 2012 года. Кроме того, выявлено 14 иногородних граждан РФ и 11 иностранцев. Всего за 9 месяцев зарегистрировано 166 новых случаев ВИЧ-инфекции. Снижение заболеваемости произошло за счёт уменьшения зарегистрированных случаев заражения мужчин при внутривенном употреблении наркотиков.

Больше, чем в прошлом году зарегистрировано новых случаев в 11 административных территориях из 30 (не считая областного центра). Наибольший рост заболеваемости отмечен в Почепском районе (на 4 случая), в Навлинском и Гордеевском районах (на 3 случая). По показателю заболеваемости в 2013 году лидируют г. Сельцо (54,9 на 100 тыс. населения), Рогнединский (28,7), Гордеевский (26,7), Дятьковский (19,6), Навлинский (17,8), Климовский (17,3) и Почепский (14,8) районы.

Брянск является лидером в области по темпам роста количества заболевших. На 30 сентября 2013 года в городе зарегистрировано 702 случая ВИЧ-инфекции у граждан РФ жителей области. Всего в Брянске зарегистрировано 774 случая ВИЧ-инфекции.
За 9 месяцев текущего года в городе зарегистрировано 48 новых случаев. Это на 20 случаев (в 1,8 раза) больше, чем за 9 месяцев 2012 года. На 5 человек (четырёх женщин и одного мужчину) больше зарегистрировано заразившихся «наркоманийным» путём, и на 13 человек — заразившихся гетеросексуальным путём. Двое мужчин заразились гомосексуальным путём. Особенно резко увеличилась заболеваемость в Володарском (с 1 до11 случаев) и Бежицком (с 12 до 24 случаев) районах.

В целом по России, по данным Роспотребнадзора, за девять месяцев 2013 года зарегистрировано 54,6 тысячи новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан РФ, что на 7,1% больше, чем за аналогичный период 2012 года. По информации ведомства, основной причиной заражения ВИЧ-инфекцией в стране остается внутривенное введение наркотиков нестерильными инструментами (почти 58% от всех новых случаев заражения). При этом 40% заболевших заразилось при гетеросексуальном контакте.

Поскольку полностью ликвидировать ВИЧ-инфекцию и СПИД на современном этапе не представляется возможным, первостепенное значение отводится профилактике ВИЧ-СПИДа.

Общественность начинает понимать, что сфера образования должна играть важную роль в предотвращении ВИЧ-инфицирования, оказании профилактических услуг. Поскольку ВИЧ- инфекция относится к социальным заболеваниям, важно прививать молодым людям навыки ответственного поведения: вести здоровый образ жизни, применять средства защиты от инфекции во время половых контактов, повышать культуру сексуальных отношений, уметь противостоять влиянию окружающих. Роль сферы образования в профилактике ВИЧ-СПИДа продолжает возрастать. На молодых людей можно и нужно оказывать влияние посредством программ информирования о ВИЧ/СПИД - заболеваниях и пропаганды здорового образа жизни.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное решение задач профилактики

В течении

Зам по УВР

Социально-психологический мониторинг, включающий анкетирование студентов- первокурсников, оценку социально-психологического климата в группах первого года обучения, оценку благополучия (выявления неблагополучных) мест проживания и досуга студентов.

Сентябрь-октябрь 2012-2016гг

Кл. руководители,

зам по УВР

Популяризация активного образа жизни в техникуме. Проведение дней здоровья, спартакиад.

В течении

Зам по УВР., руководитель физвоспитания

Декада информационно-профилактической работы под девизом «Знаю. Поддерживаю. Присоединяюсь. Мы против ВИЧ/СПИДа».

Зам по УВР., Комаричская ЦРБ, медсестра

Организация и проведение творческих работ студентов техникума (плакатов, слоганов, фотовыставок и др.).

Декабрь, апрель 2011-2013гг.

Кл. руководители,

зам по УВР

Проведение акции приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом

« Защити свою любовь».

Кл. руководители, активы групп,

зам по УВР

Обучение ведению профилактической работы кураторов, воспитателей студенческих общежитий и включение их в реализацию программы профилактики.

В течении

Зам по УВР, Комаричская ЦРБ, медсестра

Проведение лекций с привлечением врачей гинекологов, венерологов.

Сентябрь-октябрь 2012-2016гг.

Зам по УВР, Комаричская ЦРБ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воскресенская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

по первичной профилактике ВИЧ-инфекции

среди учащихся 8-11 классов и их родителей

Наименование программы: - образовательная программа по первичной профилактике ВИЧ-инфекции среди учащихся 8-11 классов и их родителей

Разработчик: социальный педагог Лемягова А.О.

Сроки реализации: - 2015-2017 учебный год

Исполнитель: - образовательная школа

Ожидаемые конечные

результаты реализации

программы: - Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни

Формирование .

- Формирование толерантности к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению .

Пояснительная записка

Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, - верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья.

Особенно важно вести здоровый образ жизни молодому поколению, подросткам от 13 до 18 лет. Ведь в данном возрасте происходят интенсивные психологические и физические изменения, бурная физиологическая перестройка организма. Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. Подростки подвержены перепадам настроения. Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Проблема эпидемии ВИЧ-инфекции является угрозой стабильности современного общества, которая нарастает с каждым днем. По официальной статистике на 1 мая 2015 г. официально было зарегистрировано 933 419 инфицированных ВИЧ и сообщено о смерти 192 465 из них по данным Роспотребнадзора. По данным Роспотребнадзора в 2014 году умерло 24 416 больных ВИЧ-инфекцией, что на 9% больше, чем в 2013 г.

Пораженность ВИЧ-инфекцией на 1 мая 2015 г. составляла 0,5% среди всего населения России, а среди возрастной группы 15-49 лет были инфицированы ВИЧ 0,9% населения. Наиболее поражены ВИЧ-инфекцией в 2013 г. были мужчины в возрасте 30-34 года (2,5% инфицированных ВИЧ) и женщины того же возраста (1,4%).

К наиболее пораженным субъектам Российской Федерации относятся: Иркутская (зарегистрировано 1457,3 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения), Свердловская (1428,1), Самарская (1346,0), Кемеровская (1333,4), Оренбургская (1093,6), Ленинградская (1087,5) области, Ханты-Мансийский автономный округ (1060,6), г. Санкт-Петербург (927,8), Челябинская (894,5), Ульяновская (843,3), Новосибирская (811,2) области и Республика Крым (799,2).

В Российской Федерации ВИЧ-инфекция поражает преимущественно молодое население, но наблюдается перемещение инфекции в более старшие возрастные группы. В 2014 г. новые случаи ВИЧ преимущественно регистрировались у россиян в возрасте 30-40 лет (46,8%). Наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению числа инфицированных женщин (феминизации эпидемии), что проводит к увеличению числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. За годы эпидемии было рождено более 135 тыс. таких детей, из которых ВИЧ-инфекция диагностирована у 7881 ребенка.

Из данной статистики можно сделать вывод, что эпидемия затрагивает, не только взрослых, но и детей и любые слои общества. А ведь развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных, экономических, психологических и других проблем современного общества.

В нашей стране проблемами, связанными с нарастающим распространением ВИЧ/СПИДа и разработкой мер противодействия, до последнего времен традиционно занимались органы здравоохранения. Но так как эпидемия приобретает масштабный характер, то любому учебному заведению нельзя оставаться в стороне.

Проводя первичную профилактику СПИДА/ВИЧа в школе нужно выбирать методы и формы работы учитывая особенность подросткового возраста, поэтому приглашая специалистов из данной сферы (медиков, психологов и других) будет особенно эффективный способ приобщить молодежь к здоровому образу жизни.

Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества.

Цели:

Обучение обучающихся старших классов (8 -11 классов) общеобразовательного учреждения и их родителей по программе первичной профилактики ВИЧ-инфекции для:

Формирования устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни;

Формирования навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией.

- формирования толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

Задачи:

    собрать заявление – согласие с родителей для работы с их детьми по профилактике СПИДА/ВИЧа в

    заключить договор с больницей для работы по профилактике СПИДА/ВИЧа в подростково-молодежной среде.

    сбор информации, связанной с профилактикой и проблемой СПИДА/ВИЧа.

    предоставлять объективную информацию учащимся, родителям (законным представителям) о проблеме распространения ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде.

    ознакомить целевые группы с особенностями международного и российского законодательства в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании

    до работы и после работы по данной программе, на выявление их отношения к ВИЧ-положительным людям.

    провести диагностику среди учащихся, родителей/законных представителей до работы и после работы по данной программе, на выявление их знаний о СПИДе/ВИЧе.

    формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих у целевых групп –обучающихся, родителей/законных представителей.

    формирование у представителей целевых групп толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.

    формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией

    Формирование понятия о личности, её структурных компонентах

    Формирование навыков эффективного общения, эмпатии и аффилиации.

    Формирование представлений о диапазоне чувств, способах их проявления и регулирования.

    Формирование представлений о потребностях в подростковом возрасте

    Формирование здоровой поло-ролевой и семейной идентификации

    Активизировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни

    Мотивировать родителей на участие в профилактических мероприятиях

    Содействовать развитию у родителей навыков эффективного общения и обсуждения с детьми вопросов, связанных с ВИЧ-инфекцией.

    Подведение итогов

Участники программы .

В реализации программы примут участие:

Учащиеся школы;

Сотрудники школы;

Родители;

- различные специалисты (врачи, психологи и другие) .

Главные принципы реализации программы.

Охрана здоровья связана с обучением и воспитанием – неразрывными элементами школьного образования: обучение – овладение знаниями и информацией; воспитание – формирование навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитие личной и социальной компетентности.

Профилактическое обучение основано на научно установленных закономерностях. Разработанная программа опирается на базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде :

    Принцип системности

предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.

    Принцип стратегической целостности

определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.

    Принцип многоаспектности

Образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования.

Социальный аспект , ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;

Психологический аспект , направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.

  • Принцип ситуационной адекватности

означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.

  • Принцип индивидуальной адекватности

подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных и др. особенностей целевых групп.

    Принцип легитимности

профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и существующим нормативным актам.

    Принцип соблюдения прав человека

профилактические действия не должны нарушать права человека и свободу личности; в том числе, на участие несовершеннолетних в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, должно быть получено согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

    Принцип комплексности

предполагает согласованность взаимодействия:

на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.);

на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);

на ведомственном уровне - органов управления образованием и органов управления здравоохранением на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также учреждений, отвечающих за взаимодействие координацию различных профилактических мероприятий превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде

    Принцип научной обоснованности

предполагает разработку и проведение профиалктическиъх мероприятий на основе современных научных взглядов и фактических материалов.

Организация профилактической деятельности обучающихся исходит из того, что ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная профилактическая деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной профилактической средой школы и укладом школьной жизни.

В Программе следует предусмотреть следующие три этапа:

    организационно-административный

    создание профилактической среды школы, поддерживающей опыт обучающихся по сохранению и укреплению здоровья, формирующей конструктивные ожидания и образцы здорового и безопасного поведения;

    формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе ценностей здоровья и безопасности на основе партнёрства и сотрудничества;

    развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля взаимодействия обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, по защите от опасностей и угроз социального характера и приобщению обучающихся к социальной деятельности в этих направлениях;

    адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

    координацию деятельности сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни;

    создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;

    создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни;

    поддержание субъектного характера при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в профилактической деятельности;

    мотивацию, стимуляцию и развитие готовности работников образования к ведению профилактической деятельности;

    организацию и проведение профессиональной подготовки педагогического состава, участвующего в профилактической деятельности.

    организационно-педагогический

    обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

    обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки профилактической деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

    создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для профилактической деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

    создание условий для профилактической деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

    обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации деятельности по направлению «культура здорового и безопасного образа жизни, профилактика зависимых форм поведения»;

    определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, по защите от опасностей и угроз социального характера;

    использование социальной профилактической и здоровьесберегающей деятельности как ведущего фактора формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося;

    использование роли коллектива в формировании профилактической, здоровьесберегающей ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции в области здоровья и безопасности;

    стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес к профилактической и здоровьесберегающей деятельности и др.).

    учебно-воспитательный

    формирование активной позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся в отношении здоровья и безопасности;

    усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей;

    формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением по вопросам здорового образа жизни, профилактики аддиктивного поведения;

    достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

    активное участие в изменении школьной среды и доступных сфер жизни окружающего социума с позиций безопасности для жизни и здоровья, сохранения и укрепления здоровья;

    осознание мотивов своей профилактической и здоровьесберегающей деятельности;

    развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

    активное вовлечение родителей в профилактическую и здоровьесберегающую деятельность школы, развитие форм совместной деятельности.

Системная работа по формированию здорового и безопасного образа жизни, профилактике зависимых форм поведения должна быть организована по следующим направлениям :

Создание и развитие условий реализации профилактической деятельности в образовательном учреждении: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, учебно-методических; современной информационно-образовательной среды;

Эффективная организация физкультурно-спортивной, оздоровительной работы, альтернативных рискованному поведению социально значимых форм досуговой деятельности;

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, соответствующая декларируемым в школьном сообществе ценностям здоровья и здорового образа жизни;

Организация системы повышения квалификации и методической работы с работниками образования;

Организация просветительской работы с родителями (законными представителями), информирование родителей о содержании планируемых профилактических программ и получение их согласия на реализацию этих программ в части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса (рекомендуемая интенсивность профилактического и здоровьеформирующего обучения – 1-2 часа в неделю в течение всего учебного года);

Реализация модульных здоровьеформирующих и профилактических образовательных программ для обучающихся через часы учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, а также через внеурочную деятельность (кружки, факультативы, элективные курсы, научно-исследовательские работы и социальные проекты).

Образовательное учреждение может конкретизировать задачи, виды и формы профилактической деятельности, воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, учитывая специфику образовательного учреждения и запросы участников образовательного процесса .

В процессе занятий по Программе используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, проблемное изложение знаний и исследовательский.

Перечисленные методы используются на занятиях, организованных в различных формах : установочная лекция, лекционно-семинарские занятия, самостоятельная работа слушателей с представлением собственного опыта, практические занятия с использованием дидактических раздаточных материалов, групповые методы обучения: дискуссии, круглые столы, ролевые игры, анализ проблемных ситуаций, психолого-педагогические тренинги, работа в проектных группах, защита социальных проектных инициатив, учебно-методическая и консультативная поддержка по всем аспектам Программы.

Принципы отбора методов обучения:

1. Принцип учёта учебных возможностей обучаемых: возрастных, психологических, уровня сформированности учебной мотивации, профессиональной подготовки, квалификации, опыта профессиональной деятельности.

2. Принцип учёта особенностей целей, задач и содержания программы обучения, конкретной темы.

3. Принцип учёта региональных особенностей: эпидемическая ситуация по распространенности наркопатологии, ВИЧ-инфекции, особенности инфраструктуры и кадровой обеспеченности системы образования, особенности межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркопатологии и ВИЧ-инфекции, активность гражданского общества по отношению к профилактической деятельности в образовательной среде, особенности развития социокультурной среды в конкретном регионе, уровень сформированности культуры здоровья в социуме конкретного региона, степень готовности педагогических кадров к введению ФГОС и т.д.

4. Принцип соответствия имеющимся условиям, отведённому времени обучения, вспомогательным средствам обучения, возможностям преподавателей, то есть учёт стилей отношений, руководства учебной работой, педагогического общения, сложившихся между преподавателем и участниками обучения.

Ожидаемые результаты

Результат 1: Прояснение позиции каждого участника обучения в отношении актуальности проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.

Результат 2: Осознание личной и профессиональной ответственности за решение проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.

Результат 3: Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.

Результат 4: Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Следует особо подчеркнуть, что устойчивость мотивации к здоровому образу жизни зависит от непрерывности, последовательности, системности профилактических здоровьеформирующих воздействий, а также от сложившихся на данный период времени и в конкретной местности социальных и культурных норм в отношении здоровья и безопасного поведения.

Результат 5: Формирование ценности здоровья и отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Результат 6: Формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией .

Результат 7: Выработка совместных стратегий в отношении снижения поведенческих рисков, связанных с ВИЧ-инфицированием.

Результат 8: Формирование толерантности к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению .

Результат 9: Ликвидация стигмы по отношению к людям, попавшим в ВИЧ-уязвимую ситуацию.

Результат 10: Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье, развитие профилактического и здоровьесберегающего ресурса, направленного на предотвращение ВИЧ-инфицирования несовершеннолетних и молодежи, формирование культуры здоровья в семье.

Результат 11: Обеспечение информационной, консультативной психолого-педагогической поддержки семьям по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения, связанного с наркотизацией и ВИЧ-инфицированием

Содержание программы

Программа состоит из взаимодополняющих двух разделов:

    профилактическая работа с учащимися учебного заведения

    профилактическая работа с родителями (законными представителями)

Профилактическая работа с учащимися

Учебно-тематический план

Наименование темы

Цель урока

Возраст

Занятие 1. «Найти своё лицо».

Понятие о личности. Комплекс устойчивых компонентов личности (темперамент, характер, способности, мотивация) . Личность, индивид и индивидуальность. Понятие границ личности. Развитие личности. Самооценка.

14-18 лет

Занятие 2. «Познаю себя в общении с другими».

Роль общения в жизни человека. Формирование навыков эффективного общения. Я – высказывания. Я и мои друзья.

14-18 лет

Занятие 3. «Управление своими чувствами».

Чувства. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.

14-18 лет

Занятие 4. «Потребности и зависимости» .

Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от решения проблем.

14-18 лет

Введение в проблему профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа.

История возникновения и распространения ВИЧ/СПИДа. Терминологическое определение ВИЧ-инфекции и СПИДа. Источники ВИЧ-инфекции. Механизмы передачи ВИЧ-инфекции. Основные пути передачи ВИЧ-инфекции. Группы риска заражения ВИЧ-инфекцией.

14-18 лет

«Иммунитет и его значение».

Определение понятия «иммунитет». Изучение строения и функций иммунной системы организма человека. Клетки и органы иммунной системы. Специфический и неспецифический иммунитет. Закаливание. Формирование способности передачи знаний об особенностях работы иммунной системы.

14-18 лет

Занятие 7. «Ценность здоровья».

Формирование ценностного отношения к здоровью у подростков и молодежи.

14-18 лет

Занятие 8. «Мораль и нравственность в жизни человека».

Понятие морали и нравственности. Понятие смысла жизни и ее ценности. Понятие личностных ценностей, семейных ценностей. Понятие мужественности и женственности в современном обществе. Использование пословиц и поговорок при изучении норм нравственности, культуры поведения; осознание значимости семейных традиций в решении задач воспитания мальчиков и девочек.

14-18 лет

Занятие 9 . «Уверенность – моя визитка».

Как ставить цель, решать проблемы и принимать решения. Понятие группового давления и принятия собственного решения. Уверенное поведение в трудных жизненных ситуациях. Тренинг ассертивного поведения в ситуациях психологического давления и манипуляции. Тренинг психической саморегуляции в профилактике рискового поведения среди учащихся. Навыки избегания рискованных ситуаций.

14-18 лет

Занятие 1 0 . «Люди равных возможностей».

Социально-психологические и экономические последствия ВИЧ. Толерантность. Деятельность общественных организаций и отдельных людей, которые осуществляют борьбу с эпидемией ВИЧ-инфекции. История Красной ленточки.

14-18 лет

Занятие 1 1 . «Жизненные перспективы».

Обсуждение результатов совместной работы. Поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Формирование и развитие волонтерского движения среди подростков и молодежи по профилактике употребления ПАВ и профилактики ВИЧ-инфекции.

14-18 лет

Тестовый контроль

14-18 лет

Профилактическая работа с родителями (законными представителями)

Учебно-тематический план

Семья как профилактический потенциал.

лекция

Взаимоотношения в семье как основа взаимопонимания.

лекция

Личность подростка.

Трудный подросток.

Дискуссия, вместе с учащимися

ВИЧ/СПИД – мифы и реальность.

лекция

Ресурсы и возможности.

лекция

План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

Встреча с медицинскими сотрудниками (8-11 классы)

Зам. По воспитательной работе, социальный педагог

Анкетирование родителей «Что Вы знаете о ВИЧ-инфекции?»

Психолог, социальный педагог

Выступление перед родителями специалистов организаций и учреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, курения, наркомании и ВИЧ/СПИД.

Зам. По воспитательной работе, социальный педагог

Размещение информации для родителей по проблеме ВИЧ/СПИД на сайте школы.

социальный педагог

Рассмотрение на педагогическом совете вопроса о состоянии профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД в школе.

Психолог, социальный педагог

Мероприятия по нравственному воспитанию подростков с целью формирования социально безопасной модели поведения

Классные руководители

Используемая литература

    Беляева В.В., Ручкина Е.В. Консультирование в системе реабилитации при ВИЧ-инфекции. Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2001. №1.

    Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань:

    Рахманова А.Г., Воронов Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей – СПб., 2003.

    Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе: Пособие для родителей. – Таллин, 1993.

    Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.В.Казаковой. - СПб., 2001.

    Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа. Пособие для родителей. Под ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпиленя. – М., 2006. – 88 с.

    Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛадьЯ». Москва, 2012. Российский Круглый стол.

    Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под ред. К.Г.Гуревича, Л.М.Шипицыной. – М., 2006. – 80 с.

error: